Пятница, 26.4.2024, 16:54


Главная » «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

  1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
  2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
  5. Разучивать движения с отстающими детьми.
  6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
  9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
  10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
  19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

  1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
  2. Следит за дисциплиной;
  3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

  1. В распевании не участвует
  2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
  3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

  1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
  2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Роль ведущего на празднике.

Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят

Ведущий должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети н успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).

Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям

Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).

Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танец, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми)

Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случится, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить , что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

Родители – желанные гости на празднике. Заведующая и выделенный ему в помощь воспитатель (родитель) приветливо встречают гостей и размещают их в зале. Родителей обязательно необходимо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После утренника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов»

Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на пед. совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Вверх