«Как организовать детский досуг»
Консультация для педагогов
(подготовила: музыкальный руководитель Бычкова А.С., 2018г)
Досуг – это свободное время, которое заполнено разнообразной, интересной и значимой для человека деятельностью.
Досуг может быть социально значимым для общества и асоциальным.
Задача педагогического коллектива ДОУ – научить ребёнка организовывать своё свободное время социально значимой для общества деятельностью.
Детский досуг помогает личности (ребёнка и взрослого) восстановить свои физические силы, удовлетворить свои потребности и интересы.
Виды досугов:
- Отдых.
- Развлечения.
- Праздники.
- Самообразование.
- Творчество (самый высокий уровень детского досуга).
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Для дошкольного возраста характерны эти виды детского досуга. Но в связи с физиологическими и психологическими особенностями развития личности, детский досуг имеет свою специфику, которая проявляется в том, что она осуществляется под руководством взрослого. Это руководство проявляется в организации условий для проведения детского досуга.
Оптимальной формой организации детского досуга может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.
При организации досуга детей дошкольного возраста обязательно учитывается:
- интересы и потребности детей;
- цели и задачи воспитательно-образовательной работы в целом;
- интересы родителей;
- нормы СанПина.
На организацию культурно-досуговой деятельности оказывают влияние:
- традиции и обычаи страны;
- экономический уровень развития государства;
- культура страны, культура семьи;
- социум.
Характеристика разных видов детского досуга.
- Отдых
Цель – восстановить физические и эмоциональные силы.
Отдых бывает пассивным и активным.
Пассивным отдых называется условно (снижена физическая нагрузка).
Например:
- созерцание;
- слушание музыки;
- просмотр диафильмов;
- слушание аудиокниг и т.п.
- Развлечения
Цель – дать отдохнуть; обобщить знания, навыки и умения; вызвать непроизвольное внимание к тому, с чем будет знакомиться ребёнок.
Виды развлечений:
- зрелища;
- совместная деятельность детей и взрослых;
- самостоятельная деятельность детей.
Содержание развлечений:
- театрализованные развлечения;
- познавательные развлечения (тематические, викторины, КВН, народное творчество, музыкально-литературные композиции, ознакомление с традициями и обычаями);
- спортивные развлечения (эстафеты, соревнования, аттракционы);
- игры и забавы (потешки, пестушки, народные игры, пальчиковые, фокусы, заводные игрушки и т.п.);
- творческие (с красками и карандашами по принципу Г.Сутеева «Петушок», с нетрадиционными методами рисования);
- с техническими средствами (телевизор, радио, компьютер и т.д.);
- праздничные развлечения (сезонные праздники, дни рождения и т.д.).
Развлечения планируются 1 раз в неделю (в утренние и вечерние часы).
Большие развлечения планируются на среду.
Короткие развлекательные моменты включаются в процесс занятий (сюрпризные моменты, физкультминутки, релаксационные паузы).
Планирование развлечений вносится в план воспитательно-образовательной работы педагогов.
- Праздники
Помимо сезонных и традиционных для ДОУ праздников, проводятся праздники-экспромты. Заранее их запланировать нельзя (например, День Музыки, День Воды, День Семьи и т.п.).
- Самообразование
Цель – научить ребёнка самостоятельно организовывать художественную и познавательную деятельность.
Виды самообразования:
- коллекционирование;
- экспериментирование;
- посещение библиотеки;
- посещение театра;
- вопросы детей, беседы.
Самообразование детей нельзя сравнить с самообразованием взрослых. Оно специфично и определяется возрастными возможностями детей. Огромную роль играют взрослые. Руководство самообразованием ребёнка чаще осуществляется косвенно, в некоторых случаях – напрямую.
Основная роль взрослых – создать условия для самостоятельной познавательной и художественной деятельности.
Экспериментальная деятельность планируется педагогом.
- Творческая деятельность
В «Программе воспитания и обучения» под редакцией В.Гербовой, Т.Комаровой и М.Васильевой творчество рассматривается как участие детей в студиях, кружках и как самостоятельная художественная деятельность.
Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?
Игровые часы.
Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.
При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку для игрового часа для педагогов.
Музыкальные часы.
Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальны игры и.д.
Кружки.
Участие в работе кружка доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей, и было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.
Выставки.
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в несколько этапов.
На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое лето к нам пришло!" - рисунки.
Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие.
Оформление выставки.
Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают "экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке.
Игры-путешествия.
Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.
Творческие площадки.
При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом рисуют и т. д.
Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья). Там же находятся необходимые материалы. По возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться только одним.
В организацию творческих площадок можно внести творческий элемент. К примеру, организуется площадка "Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке". Задача детей - собрать как можно больше лепестков.
Сезонные праздники.
Настоящий клад для организатора досуга детей - народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы, к другим народным праздникам относятся Масленица, Колядки, Осенины. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.