Воскресенье, 13.6.2021, 22:11


Главная » «Обучение детей звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста»

«Обучение детей звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста»

«Обучение детей звуковому анализу детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед Образцова Е.В.

Дата: 7.04.2020г.

 

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните!
  1. Звук – мы слышим и произносим.
  2. Буквы мы пишем и читаем.
  3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки – звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова,
  • определение первого звука,
  • установление места звука (начало, середина, конец слова),
  • полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

При обучении чтению вашего ребенка в дошкольном возрасте, нам хотелось бы посоветовать называть буквы по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчит ребенку овладение навыком чтения.

Предлагаем Вам фрагмент задания из нашей рабочей тетради № 2.

Тема: «Звук [С]»

Рассмотри картинки, сделай фонетический анализ слова, определи место изучаемого звука в словах (раскрасить первую, вторую или третью клеточку в схемах под картинками — начало, середина, конец слова).

Использованная литература:
  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
  3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
  4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
  5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
  7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  8. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.
  9. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987.
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
  11. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
  13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000.
  14. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.
  15. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
  16. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.
  17. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в старшей группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — СПб., 2000.
  18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.
  19. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997.
  20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999.
  21. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа а специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
  22. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/11/02/kartoteka-rechevyh-igr-po-teme-obuchenie-detey-zvuko-slogovomu

Вверх