Суббота, 4.5.2024, 13:56


Главная » 2021 » Ноябрь » 17 » «Физиологические основы речевой деятельности»
17:48
«Физиологические основы речевой деятельности»
«Физиологические основы речевой деятельности»

План-конспект дискуссионно-практической онлайн-встречи в «Логошколе для родителей»

«Физиологические основы речевой деятельности»
(младший дошкольный возраст)

Цель: ознакомление родителей детей младшего дошкольного возраста с физиологическими основами речевой деятельности.

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив родителей;
  • дать элементарные представления родителям о причинах нарушений речи, о развитии речи ребенка до его рождения;
  • познакомить родителей с узкими специалистами, обследующими детей с патологией речи.

Участники дискуссионно-практической встречи: родители детей младшего дошкольного возраста, учителя-логопеды – ведущие дискуссионно-практической встречи.

Продолжительность: 25-30 минут.

Оборудование: мультимедийная презентация, памятки для родителей «Норма и нарушение речи», зеркало, глина (влажная и сухая), влажные салфетки, мяч, буклеты «Советы логопеда».

Предварительная подготовка:

  1. Подбор и изучение литературы по теме дискуссионно - практической встречи.
  2. Оформление презентации в Power Point «Физиологические основы речевой деятельности».
  3. Разработка буклетов «Советы логопеда».
  4. Разработка памяток для родителей «Норма и нарушение речи».

Ход дискуссионно-практической встречи:

1. Вводная часть:

1.1. Вступительное слово (учитель-логопед Свиридова Е. В.) (слайд №1)

Уважаемые родители, добрый вечер. Мы рады приветствовать вас в онлайн встрече. Сегодня мы поговорим о физиологических основах речевой деятельности. И начнём мы с вами с дискуссии.

2. Основная часть:

2.1. Дискуссия «Причины нарушений речи» (учитель-логопед Ананьина Н. В.) (слайд №2)

Как вы считаете, есть ли нарушения речи у ваших детей? Если есть, то какие?

Что, по вашему мнению, повлияло на нарушение речи?

(ответы родителей)

Подведем итог вышесказанному

(показ слайдов)

Причины (слайд №3):
  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха. Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта;
  • сосание пальца;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • нахождение малыша в двуязычной семье
2.2. Встреча в исследовательской лаборатории - практическое упражнение «Глина» (учитель-логопед Свиридова Е. В.) (слайд №4)

Слепите, пожалуйста, любой предмет из сырой глины. Пока глина сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным! Представьте себе, что речь ребенка - это глина.

Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

2.4. Нормы развития речи (учитель-логопед Свиридова Е. В.)

Нормы развития речи от рождения до 3х лет представлены в памятках. Более подробно остановимся на развитии речи ваших детей, т.е. 3х-4х лет.

3-4 года

  • Минимальный запас слов – 250 (3 года)
  • В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки (ш, ж, ч, щ, л, р)
  • Понимает несложные сюжетные картинки
  • Начинает подбирать рифмы к словам (том-дом, точка-дочка)
  • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч-мячик)
  • Называет своё имя, пол, возраст
  • Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия.

4 года

  • Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.
  • Придумывание новых слов - словотворчество (уворотник - человек, который стоит у ворот)
  • Непроизвольное запоминание стихотворений
  • Речь еще не до конца связная
  • Определяет наличие заданного звука в слове (4г 6 мес.)
  • Подбирает слова-антонимы (4г 6 мес.) (сахар сладкий, а лимон кислый, большой-маленький)
  • Допустимо отсутствие сонорных звуков (Р, Л)
2.5. Игра «Ромашка» (учитель-логопед Ананьина Н. В.) (слайд №5)

Цель: знакомство родителей с узкими специалистами, обследующими детей с патологией речи.

Сердцевина ромашки – ребенок, лепестки ромашки – узкие специалисты (логопед, невролог, психиатр, ортодонт, отолоринголог, стоматолог, сурдолог, окулист). Родители срывают лепестки ромашки и объясняют значимость данного специалиста.

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Стоматолог - врач, получивший спец. подготовку по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней и повреждений зубов, челюстей и др. органов полости рта и челюстно-лицевой области.

Ортодонт - специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубо -челюстных аномалий.

ЛОР - это врач отоларинголог, он принимает пациентов с заболеваниями уха, горла и носа. Болезни этих органов человека не только напрямую влияют на качество жизни, но и провоцируют развитие тяжелых осложнений - заболеваний дыхательных путей, а также нервной и сердечнососудистой систем.

Сурдолог - специалист в области медицины, лечащий людей с ограниченными слуховыми способностями.

Окулист - специалист в области медицины, лечащий людей с нарушениями зрения.

Невро́лог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой. Это заболевания центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Например: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Психиатр - врач, лицо с высшим медицинским образованием, и, как правило, дополнительной специализаций в области психиатрии. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, лечением, реабилитацией психических заболеваний. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит, у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности (развитие внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии.

3. Заключительная часть

3.1. Вывод (учитель-логопед: Свиридова Е. В.)

Таким образом, необходимо:

  • Пройти медицинское обследование (невролог, ЛОР, окулист, стоматолог, психолог и других специалистов).
  • Пройти рекомендованное детальное медицинское обследование и курс лечения.
  • Систематически посещать консультации специалистов и выполнять все необходимые требования и рекомендации.

Помните, дети наше будущее!

Об их здоровье и развитии не позаботится никто, кроме родителей!

Советы логопеда (слайд 7):

  • Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т.п.
  • Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием) (слайд 9)
  • Развивать слуховое внимание (слайд 10)
  • Развивать фонематическое восприятие
  • Развивать фонематический анализ
  • Развивать лексико-грамматический строй речи (слайд 11)
  • Помните, дети наше будущее! Об их здоровье и развитии не позаботится никто, кроме родителей! (слайд 12)
Просмотров: 229 | Добавил: sad-raduga

Вверх