«Физиологические основы речевой деятельности»
План-конспект дискуссионно-практической онлайн-встречи в «Логошколе для родителей»
«Физиологические основы речевой деятельности»
(младший дошкольный возраст)
Цель: ознакомление родителей детей младшего дошкольного возраста с физиологическими основами речевой деятельности.
Задачи:
- снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив родителей;
- дать элементарные представления родителям о причинах нарушений речи, о развитии речи ребенка до его рождения;
- познакомить родителей с узкими специалистами, обследующими детей с патологией речи.
Участники дискуссионно-практической встречи: родители детей младшего дошкольного возраста, учителя-логопеды – ведущие дискуссионно-практической встречи.
Продолжительность: 25-30 минут.
Оборудование: мультимедийная презентация, памятки для родителей «Норма и нарушение речи», зеркало, глина (влажная и сухая), влажные салфетки, мяч, буклеты «Советы логопеда».
Предварительная подготовка:
- Подбор и изучение литературы по теме дискуссионно - практической встречи.
- Оформление презентации в Power Point «Физиологические основы речевой деятельности».
- Разработка буклетов «Советы логопеда».
- Разработка памяток для родителей «Норма и нарушение речи».
Ход дискуссионно-практической встречи:
1. Вводная часть:
1.1. Вступительное слово (учитель-логопед Свиридова Е. В.) (слайд №1)
Уважаемые родители, добрый вечер. Мы рады приветствовать вас в онлайн встрече. Сегодня мы поговорим о физиологических основах речевой деятельности. И начнём мы с вами с дискуссии.
2. Основная часть:
2.1. Дискуссия «Причины нарушений речи» (учитель-логопед Ананьина Н. В.) (слайд №2)
Как вы считаете, есть ли нарушения речи у ваших детей? Если есть, то какие?
Что, по вашему мнению, повлияло на нарушение речи?
(ответы родителей)
Подведем итог вышесказанному
(показ слайдов)
Причины (слайд №3):
- негативные факторы в период беременности и родов;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха. Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта;
- сосание пальца;
- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- нахождение малыша в двуязычной семье
2.2. Встреча в исследовательской лаборатории - практическое упражнение «Глина» (учитель-логопед Свиридова Е. В.) (слайд №4)
Слепите, пожалуйста, любой предмет из сырой глины. Пока глина сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным! Представьте себе, что речь ребенка - это глина.
Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
2.4. Нормы развития речи (учитель-логопед Свиридова Е. В.)
Нормы развития речи от рождения до 3х лет представлены в памятках. Более подробно остановимся на развитии речи ваших детей, т.е. 3х-4х лет.
3-4 года
- Минимальный запас слов – 250 (3 года)
- В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки (ш, ж, ч, щ, л, р)
- Понимает несложные сюжетные картинки
- Начинает подбирать рифмы к словам (том-дом, точка-дочка)
- Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами (мяч-мячик)
- Называет своё имя, пол, возраст
- Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия.
4 года
- Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.
- Придумывание новых слов - словотворчество (уворотник - человек, который стоит у ворот)
- Непроизвольное запоминание стихотворений
- Речь еще не до конца связная
- Определяет наличие заданного звука в слове (4г 6 мес.)
- Подбирает слова-антонимы (4г 6 мес.) (сахар сладкий, а лимон кислый, большой-маленький)
- Допустимо отсутствие сонорных звуков (Р, Л)
2.5. Игра «Ромашка» (учитель-логопед Ананьина Н. В.) (слайд №5)
Цель: знакомство родителей с узкими специалистами, обследующими детей с патологией речи.
Сердцевина ромашки – ребенок, лепестки ромашки – узкие специалисты (логопед, невролог, психиатр, ортодонт, отолоринголог, стоматолог, сурдолог, окулист). Родители срывают лепестки ромашки и объясняют значимость данного специалиста.
Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.
Стоматолог - врач, получивший спец. подготовку по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней и повреждений зубов, челюстей и др. органов полости рта и челюстно-лицевой области.
Ортодонт - специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубо -челюстных аномалий.
ЛОР - это врач отоларинголог, он принимает пациентов с заболеваниями уха, горла и носа. Болезни этих органов человека не только напрямую влияют на качество жизни, но и провоцируют развитие тяжелых осложнений - заболеваний дыхательных путей, а также нервной и сердечнососудистой систем.
Сурдолог - специалист в области медицины, лечащий людей с ограниченными слуховыми способностями.
Окулист - специалист в области медицины, лечащий людей с нарушениями зрения.
Невро́лог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой. Это заболевания центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Например: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
Психиатр - врач, лицо с высшим медицинским образованием, и, как правило, дополнительной специализаций в области психиатрии. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, лечением, реабилитацией психических заболеваний. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит, у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности (развитие внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии.
3. Заключительная часть
3.1. Вывод (учитель-логопед: Свиридова Е. В.)
Таким образом, необходимо:
- Пройти медицинское обследование (невролог, ЛОР, окулист, стоматолог, психолог и других специалистов).
- Пройти рекомендованное детальное медицинское обследование и курс лечения.
- Систематически посещать консультации специалистов и выполнять все необходимые требования и рекомендации.
Помните, дети наше будущее!
Об их здоровье и развитии не позаботится никто, кроме родителей!
Советы логопеда (слайд 7):
- Развивайте мелкую моторику малыша – игры с кубиками, пирамидки, волчки, развивающие коврики и т.п.
- Развивать правильное звукопроизношение (главным образом через игры со звукоподражанием) (слайд 9)
- Развивать слуховое внимание (слайд 10)
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать фонематический анализ
- Развивать лексико-грамматический строй речи (слайд 11)
- Помните, дети наше будущее! Об их здоровье и развитии не позаботится никто, кроме родителей! (слайд 12)
|