Выступление на тему «Сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в ДОО»
Участие в общем родительском собрании «Нетрадиционные методы оздоровления в ДОУ»
«Сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в ДОО»
Цель: повысить психолого-педагогические знания родителей в области здоровьесбережения.
Бесспорно, здоровье - одна из главных ценностей нашей жизни. Мы радуемся, когда наши дети не болеют, играют с ребятами, когда они энергичны, сильны, бодры. Здоровье в целом во многом зависит и от такого важного компонента как психологическое здоровье.
Под психологическим здоровьем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
Если составить обобщённый «портрет» психологически здорового ребёнка, то можно получить следующее. Психологически здоровый ребёнок – это, прежде всего ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир, имеющий устойчивую адаптацию к среде, имеющей резерв для преодоления стрессовых ситуаций.
Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Через нас, взрослых и семью, ребёнок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдёт ребёнок в сложный мир. Мы окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
В нашем детском саду осуществляется целенаправленная работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОО и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы. Для этого мы используем разнообразные методы, приёмы для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников, реализуем мероприятия по созданию атмосферы психического комфорта.
Например, у нас в детском саду распространенны хорошие «Добрые обычаи», такие как ежедневное приветствие детей, «Утро радостных встреч», музыкальная пауза, мысленное возращение к прошедшему дню и рассказ о том, как положительно отличается каждый ребёнок. Традиционно отмечаются и дни рождения детей, проводятся праздники, развлечения. Всё это способствует повышению уверенности в себе, объединению детей, закладывает традиции межличност¬ных взаимоотношений в детском коллективе.
Педагогом-психологом проводятся профилактические занятия с детьми направленные на развитие эмоциональной сферы, психических процессов, коммуникативных навыков, сплочение группы, по темам «Давайте жить дружно», «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Уроки добра».
В построении образовательного процесса мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, осуществляем гендерный подход, организуем работу по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада, ежедневно планируем игры, способствующие снятию агрессивности, тревожности. Активно используем в работе с детьми и взрослыми игровые упражнения под названием «Эмоциональные минутки», направленные на создание благоприятного психологического климата в ДОО.
Призываем и Вас родителей к сотрудничеству, привлекаем к совместной деятельности. Не так давно в нашем учреждении прошла «Неделя психологии» под темой «Вместе веселей шагать». Ещё раз выражаю благодарность всем участвующим в данном мероприятии. Сейчас кратко представлю итог нашей совместной работы.
События недели охватывали весь детский сад. В проведении недели приняли участие специалисты ДОО, воспитатели групп, воспитанники и родители.
Первый день недели был просвещен настроению. Мы предлагали вам принять участие в форуме «Что такое радость?» и в психологической игре «Моё настроение». В течение дня воспитатели провели с детьми утро радостных встреч, вёсёлую зарядку, игры, минутки-шалости в контексте данной темы. С детьми средних и старших групп были организованы беседа - рассуждения «Что такое радость?», тематическое рисование «Моё настроение».
Второй день был посвящен теме «Детский сад - это мы!». В этот день, мы предлагали вам поучаствовать в форуме и социологическом опросе «Детский сад для наших детей». Для всех желающим кто верит в судьбу или просто хочет поднять настроение, мы провели психологическую акцию «Шляпа предсказаний». Воспитатели старших групп организовали тематическое рисование с детьми на тему «Мой любимый детский сад» и оформили выставку детских творческих работ.
Третий день был объявлен Днём доброты и дружбы! Всех желающих мы призывали принять участие в психологической акции «Ларец доброты». По итогу проведения акции в нашем ДОО «выросло» «Дерево добра» с добрыми пожеланиями сотрудникам детского сада. С детьми проводились такие игры, как «Встаньте дети, встаньте в круг, ты мой друг и я твой друг», «Вежливые слова», «Круг друзей», «Волшебный клубочек», «Эстафета дружбы».
Четверг был объявлен «Днём комплиментов». В этот день каждый желающий мог составить комплимент себе, и по желанию выразить любому взрослому или ребёнку при встрече. Родители младших групп совместно с детьми создали портреты своих малышей «Портрет в лучах солнца!». С детьми среднего и старшего возраста проводилась игра «Комплимент», беседа о маме, где ребята дарили самые приятные слова сверстникам, воспитателям, мамам. Стенд «Говорят дети» был пополнен комплиментами для мам.
И последний день был объявлен Днём улыбки. В этот день мы всем дарили добрые, ласковые улыбки. С детьми были организованы «минутки шалости», разминка «Дружба начинается с улыбки» и другие увлекательные игры. В этот день мы подводили итоги прошедшей недели.
Из высказываний, и проведения обратной связи с родителями, педагогами мы сделали вывод, что «Неделя» удалась. Участники выразили, что мероприятие было для них интересно и поучительно. Некоторые озвучили, что неделя зарядила эмоциональностью, внесла живость и приятную суету.
Мы сделали вывод, что в детском саду необходимо организовывать такие мероприятие. Вместе мы можем добиться результатов по поддержанию здоровья ребенка.
Нам необходимо помнить всегда! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!