№6
Вопрос: |
Как научить ребёнка выговаривать букву "Ш"? |
Ответ: |
Если вашему ребенку уже 4-5 лет, а он до сих пор не научился произносить шипящие звуки, то заниматься отработкой этих звуков дома уже поздно. Тут нужна диагностика и помощь опытного логопед. Если же малышу около трех лет, то систематические упражнения на правильное произношение шипящих звуков вам могут помочь. К шипящим относятся звуки Ш, Ж, Щ, Ч. Чаще всего проблемы возникают с произношением звуков Ж и Ш. Для работы вам понадобится зеркало. Все упражнения вы должны предварительно проработать самостоятельно и будьте готовы терпеливо демонстрировать их малышу бесчисленное количество раз.
Слегка приоткрыть рот, положить язык на нижние зубы и пошлепывать верхними зубами по языку, тихонько приговаривая «та-та-та». Взрослый может при этом считать до десяти и обратно. Затем язычок расслабляем и даем спокойно полежать. Повторяем упражнение, пошлепывая по языку верхней губой, произносим при этом «пя-пя-пя».
Для упражнения вам понадобится жевательная конфета или ириска. Это сделает упражнение эффективным и послужит лучшим стимулом для ребенка. Ребенок приоткрывает рот примерно на 2 – 3 см. Кончик языка высовывает, распластывает и кладет на нижнюю губу. Вы кладете на язык маленький тоненький кусочек конфеты. Ребенок должен приклеить конфетку к верхнему нёбу сразу за зубами. Следите, чтобы малыш двигал только языком, а не челюстью.
Кладем на стол кусочек ватки. Ребенок приоткрывает рот в улыбке, высовывает кончик языка, распластывает, как в предыдущем упражнении, и кладет на нижнюю губу. Задача – сдуть ватку на другой край стола, произнося подобие звука Ф. Надувать щеки нельзя.
Ребенок приоткрывает рот в улыбке, кончик языка кладет на нижнюю губу так, чтобы края были прижаты, а посередине образовался желобок. На нос ребенку кладем кусочек ватки. Носом делаем вдох, а ртом – резкий выход. Если упражнение выполнено правильно, то ватка полетит вверх.
Произносим слог СА, с каждым разом передвигая кончик языка всё ближе к альвеолам. Согласный звук при этом меняется от С к Ш. Отработав Ш, переходим к звуку Ж. Выполняем это же упражнение со слогом ЗА. Согласный З при этом меняется на Ж.
Отрабатываем произношение Ш и Ж в поговорках, стишках. Сочиняйте и рассказывайте сказки и истории, в которых будет много слов с Ж и Ш. Просите ребенка повторять и пересказывать. Немного терпения и у вашего ребенка будет красивое и правильное произношение.
Учитель-логопед Образцова Е.В. |
№7
Вопрос:
Мой ребёнок любит играть с мячом но у него не получается. Что можно предпринять? |
Ответ:
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Положительные эмоции самые действенные! Итак, начинаем играть в мяч! С мячиками ребенка можно познакомить с первых месяцев жизни, и они прочно войдут в перечень его любимых игрушек на долгие годы. Лучше всего приобрести несколько мячиков разных диаметров из резины, ткани, шерсти, стекла, надувные шары, а также шарики для тенниса и пинг-понга. Выбирайте мячи так, чтобы они не были слишком тяжелы по массе для возраста малыша, отдавайте предпочтение умеренно ярким, радужным окраскам. И конечно, помните о безопасности: покрытие мяча не должно облезать! Для первой встречи с мячиком подойдут небольшие мячики. Если Ваш малыш еще лежит в его ручки можно вкладывать небольшие плетеные, вязаные, тканевые и гладкие мячики для развития тактильных чувств. Подросшему малышу, который начинает ползать и ходить, давайте самые разные мячи: шершавые и гладкие, мягкие и твердые, расписанные яркими мотивами, с «колокольчиком» внутри. Ставьте вместе простейшие эксперименты: а что будет, если ударить мячиком об стену, о пол, «плюхнуть» в воду, скатить с наклонной дощечки. Малыш будет полон радости от новых открытий! Когда кроха уже будет твердо держаться на ногах, усложняйте игры. Теперь мяч можно подбрасывать вверх, кидать друг другу и ловить, прокатывать через ворота и забрасывать в корзину. Начинайте осваивать парные игры, а затем постепенно добавляйте число участников. Сядьте напротив друг друга, разведя ноги, и перекатывайте друг другу мяч. Когда детишек несколько, образуйте круг, при этом следите, чтобы все участники насладились игрой. Малыши выросли и им уже скучно просто перекатывать мяч? Тогда вставайте на ноги и бросайте его друг другу. Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
• Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую. Мяч обычный дали нам, Нам он очень нравится. Посмотрите, как легко Мячик наш катается.
• Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки. Учим новую игру – мяч раскрутим на полу. Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.
• Толкнуть мяч по полу к стене и посмотреть, какова будет отдача от неё. Мяч покатим мы к стене – Посмотри-ка сам. Оттолкнувшись, мяч спешит Возвратится к вам.
• Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула. Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах. Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.
• Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик). Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый. Постараться должен мяч – этот друг веселый.
• Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши. Мяч влетает высоко, осторожно брось его. Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.
• Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола. Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.
• Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол. Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел. Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.
• Метание малого мяча в вертикальную мишень. На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень. Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.
• Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина) Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами. Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру или движение ненавязчиво, без опасений, но в заданной форме и порядке. Вспомните игры своего детства, и когда дети немного подрастут, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, родственниками, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами. Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива! Игры с мячом – это любимое занятие детей. Игра воспитывает ребенка пытливым, находчивым и здоровым.
Инструктор по физическому воспитанию Черемнова. Т.В |
...Назад |