«Влияние родительских установок на развитие детей»
рекомендации по воспитанию спокойного ребёнка
|
Уважаемые родители!
Осторожно и внимательно отнеситесь к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам его поступков, избегайте установок, которые впоследствии, могут отрицательно, проявится в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны; чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезнет, и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведение и чувства.
Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
Негативные установки |
Позитивные установки
|
|
Сказав так
|
Подумайте о последствиях |
Вовремя исправьтесь
|
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить…» |
Замкнутость, отчуждённость, угодливость, приверженность стереотипному поведению |
«Будь собой, у каждого в жизни есть свои друзья!» |
«Горе ты моё!»
|
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями |
«Счастье моё, радость моя!»
|
«Плакса-вакса, нытик!»
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи |
«Поплачь, будет легче…»
|
«Вот дурашка, всё готов раздать…» |
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм |
«Молодец, что делишься с другими!» |
«Не твоего ума дело!..» |
Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями |
«А ты как думаешь?»
|
«Ты совсем, как твой папа (твоя мама)…» |
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя |
«Папа у нас замечательный человек! Мама у нас умница!»
|
«Уйди с глаз моих!»
|
Нарушения взаимоотношений с родителями, скрытость, недоверие, озлобленность, агрессивность |
«Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»
|
«Неряха, грязнуля!» |
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности |
«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» |
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, безынициативность, низкая мотивация к достижению |
«Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»
|
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!» |
Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности |
«Держи себя в руках, уважай людей!»
|
«Всегда ты не вовремя, подожди…» |
Отчуждённость, скрытость, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности и ненужности, уход в себя |
«Давай я тебе помогу!»
|
«Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!..» |
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, пессимизм, подозрительность |
«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!» |
Естественно этот список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко на его жизненный сценарий. Этот список вы можете продолжить сами, кое-что вы в нём узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.
Помните, чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут стать ребёнку здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка поведения и поступков, его просто надо успокоить.
Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь!
Материал подготовила
педагог-психолог Черемнова О.В.