Пятница, 29.3.2024, 00:49


Главная » Упражнения для развития речи ребенка

Упражнения для развития речи ребенка 5 лет

Упражнения для развития речи ребенка 5 лет

Подготовила: учитель-логопед Свиридова Е.В

Дата: 14.12.2020г.

 

Упражнения для развития речи ребенка 5 лет:
  1. продолжи ряд:

    груша, яблоко...
    репка, картошка...
    стул, диван...
    роза, мак...
    стул, шкаф...
    воробей, синица...
    коза, баран...
    чашка, блюдце...
    шорты, майка...
  2. назови одним словом:

    рубашка, майка, свитер, брюки - это ...
    сандалии, ботинки, сапоги - это ...
    картошка, капуста, свекла - это ...
    кровать, тумбочка, стол - это ...
    яблоко, груша, банан - это ...
    стакан, тарелка, блюдо - это …
Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно.

Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: "Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется?" И с удовлетворением услышите реакцию: "Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть!" Ведь вы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор. Пробует ребенок и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее... Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:

  • карась, сом, утка;
  • яблоко, лимон, репа;
  • стол, часы, диван;
  • кольцо, бусы, панамка;
  • огурец, апельсин, помидор;
  • ворона, кот, орел;
С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:
  • "Бабочка плавает, а рыбка летает".
  • "Утка квакает, а лягушка крякает".
  • "Волк мычит, а корова воет".
  • "Лопата пилит, а пила копает".
  • "Мышка рычит, а медведь пищит".
  • "Метла рубит, а топор подметает".
  • "Огонь льется, а вода горит".
Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:
  • "Арбуз деревянный, а ящик спелый".
  • "Ножик сладкий, а груша острая".
  • "Вода длинная, а дорога горячая".
  • "Варенье мягкое, а кресло вкусное".
  • "Рука вареная, а картошка сильная".
  • "Стол вкусный, а сок железный".
Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:
  • Да-да-да - в доме кончилась во... (да).
  • Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши).
  • Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла).
  • Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан).
  • Га-га-га - у меня болит но... (га).
  • Со-со-со - отвалилось коле... (со).
  • Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко).
  • Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам).
  • Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут).
  • Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым).
  • Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду).
  • За-за-за - на лугу стоит ко... (за).
  • Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы).

Когда вы играете с ребенком, между вами идет диалог.

На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание.

Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.

Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок.

Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. В качестве картинок сгодятся и открытки, и даже фотографии.

Кто или что это?
  • Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
  • Зубастая, в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
  • Хозяин лесной, медком увлекается, а на зиму спать ложится. (Медведь)
  • Всех в лесу боится, а шубку несколько раз в год меняет. (Заяц)
  • На цветы садится, угощается, сама на цветок похожа. (Бабочка)
  • Без него не порисуешь, не попишешь, сломается - точить надо. (Карандаш)

Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится. Ну, а если ребенок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а, значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

(А. Грачев)

Пора нам поговорить о звукопроизношении, оно тоже становится все лучше и лучше. Вообще к пяти годам ребенок уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как "ш" и "ж", "л" и "р", "ч" и "щ". Впрочем, возможна ситуация, когда ребенок не всегда правильно произносит звуки, особенно в трудных, многосложных словах.

К пяти годам малыш прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги. Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и т. п., то можно уже предложить ребенку выполнять специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.

Примеры таких упражнений:

  • "трубочка" - сделать губы трубочкой;
  • "улыбочка" - растянуть губы в улыбке;
  • "хоботок" - вытянуть губы хоботком и сжать;
  • "полоскание" - надуть щеки и "полоскать" рот воздухом;
  • "лопатка" - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
  • "иголка" - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед;
  • "чашечка" - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
  • "грибок" - открыть рот и присосать язык к небу;
  • "маятник" - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
  • "качели" - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
  • "варенье" - рот полуоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
  • "лошадка" - открыть рот, присосать язык к небу, пощелкать несколько раз.

Не забываем о слуховом внимании. Ведь ребенку по силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят окружающие, и чем слова могут различаться. Прислушайтесь к речи малыша, не слышно ли там попыток рифмовать слова? Если есть такие попытки, давайте использовать это и включать рифмовки в наши занятия. Не стоит смеяться над поэтическими опытами вашего ребенка. Малыш пытается сочинять, он слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним.

Предлагаем варианты для рифмовок, попроще и посложнее:

  • кол - (пол)
  • дал - (мал)
  • был - (мыл)
  • том - (дом)
  • Даша - (Маша)
  • пилка - (вилка)

К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете. Допустим, недостаточно чисто произносится звук "ш". Приготовили картинки с изображением, к примеру, шапки, шарика, пушки, карандаша. И пусть малыш называет предметы, которые видит на картинках и старается слегка выделить "ш" интонацией: "Шшапка".

Таким образом, малыш к пяти годам: обладает словарным запасом около 3000 слов?; знает свой адрес; пользуется предложениями из 5-6 слов; пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными; умеет пересказывать; правильно произносит практически все звуки; определяет право - лево у себя, но не у других; знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий); пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем; считает до десяти; знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Занимайтесь и всё у Вас получится!!!

Вверх