Четверг, 25.4.2024, 07:30


Главная » Статья из опыта работы «Психологический уголок – ресурс для эмоционального развития детей»

Выступление на тему «Сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в ДОО»

Статья из опыта работы «Психологический уголок – ресурс для эмоционального развития детей»

Процессы личностного развития ребёнка далеко не всегда проходят гладко. Нередко можно встретить детей, которые агрессивны, враждебны, не умеют общаться, пассивны или, наоборот социально импульсивны, тревожны.

Психологи, педагоги, родители всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников так называемыми «трудными детьми». Отмечают, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимы и менее управляемы, у многих наблюдается напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и так далее. Типичные примеры, сообразительный, ребёнок уже освоил и чтение, и счёт, а общение со сверстниками никак не даётся, к тому же он обидчив, агрессивен. Другой – интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Нередкими стали и обращения родителей по поводу эмоциональных комплексов (страхов, признаков агрессии, повышения уровня тревожности). Успешное личностное развитие так называемых «трудных детей» возможно, если своевременно обратить внимание на их эмоциональное развитие, эмоциональное благополучие.

Всё это определило направленность профилактической работы с детьми в условиях нашей организации способствующей сохранению, поддержанию и развитию психического здоровья и психологического благополучия ребёнка.

Расширить возможности профилактической работы решили за счёт обновления предметно-пространственной развивающей среды детского сада. А именно организовать психологический уголок в каждой возрастной группе, обогатить её новыми игровыми элементами. Так как успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде.

Активизировать деятельность педагогического коллектива по созданию психологических уголков в группах удалось с помощью разработанной модели взаимодействия педагога-психолога с педагогами. Данная модель была реализована на базе МБДОУ «Металлурговский детский сад №1» комбинированного вида, при поддержке администрации и родителей воспитанников. Включала три этапам взаимодействия: информационно-подготовительный, практический этап и этап внедрения (обучающий).

Информационно-подготовительный этап организован с целью оказания методической поддержки педагогам в создании психологического уголка в группах ДОО. Он включал работу по сбору, изучению разнообразной информации по данной теме и её передачи. Собранная информация передавалась педагогам посредствам проведения таких мероприятий, как:

  • Семинар «Психологический уголок как ресурс для профилактики неблагополучного развития личности ребёнка». (Цель: привлечение педагогов к созданию условий способствующих благополучному развитию личности ребёнка; расширение представлений об организации психологических уголков в ДОО).
  • Консультация «Нестандартное оборудование для эмоционального благополучия ребёнка в группе». (Цель: ознакомление с вариантами пособий, игр, игрушек используемых в оснащении психологического уголка).
  • Мастер-класс «Научим детей мириться». (Цель: демонстрация вариантов пособия «Мирилка» и приёмов работы с ним).
  • Семинар-практикум «Оптимизация творческой активности педагогов через организацию в ДОО смотров-конкурсов». (Цель: побуждение педагогов к творческой, самостоятельной деятельности посредствам конкурса, знакомство с положением конкурса «Лучший психологический уголок ДОО»).

По итогам информационно-подготовительного этапа педагоги определились с местом расположения уголков в группах, продумали замысел их оформления и наполняемость. Свои идеи, мысли представили в виде макетов, рисунков, эскизов.

Практический этап был направлен на реализацию полученных знаний. Данный этап включал работу педагогов по приобретению необходимого оборудования, материала для психологических уголков, по их созданию, оснащению. На данном этапе были привлечены и родители, которые по возможности вносили свой вклад в общее дело - шили занавески, чехлы, изготавливали пособия, элементы декора.

По итогу данного этапа в группах были организованы уголки и представлены в указанный срок для смотра-конкурса «Лучший психологический уголок ДОО». Все педагоги приняли активное участие в данном конкурсе, проявив своё творчество и понимание.

Психологические уголки в группах получились богатые материалом. Появились пособия, игры на накопление эмоций у детей. Например, «Кубик эмоций», «Азбука настроения», «Солнышко и дождик», «Зоопарк настроений», «Путешествие в мир эмоций». Уголки эмоций - «Клоун», «Часы настроения», «Весы настроения», «В гостях у Маши и медведя». Данные материалы помогут ребятам войти в мир эмоций, «сказать» себе и окружающим «Я радуюсь! Я удивляюсь! Я грущу! Я злюсь или боюсь!». Почётное место заняли игры, пособия для обучения детей бесконфликтному общению, для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции, для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. Это стульчик доброты и хорошего настроения, разнообразные «Мирилки», мешочки настроения, волшебные предметы, медали, коробочки добра, релаксанчики, антистрессовые игрушки и многое другое. Не забыли педагоги про игры, пособия которые помогут справиться с отрицательными эмоциями, будут не заменимы в работе с детьми по обучению их способам выражения гнева в приемлемой форме. К примеру, такие как стаканчик крика, коврик злости, корзина гнева, подушка-колотушка.

В группах появились оригинальные уголки уединения - уютные зоны, которые позволят малышам «спрятаться от внешнего мира, побыть в тишине, поиграть с игрушкой, а может быть просто посидеть или полежать». Например, в группах раннего возраста появились маленькие, мобильные уголки уединения, представленные в виде домика, который можно разместить в любом месте группы. Для его организации необходим коврик, стол, на который натягивается чехол-накидка и несколько мягких подушек, либо игрушек. Другие уголки уединения были представлены в виде лёгких конструкций: невесомые драпировки, передвижная ширма, передвижной грибок. Так дети смогут сами обозначить границы уголка, передвинув ширму или задёрнув шторки. В каждом уголке имелась своя изюминка, индивидуальность, само их название уже об это говорит «Чудо-садик», «Чудо-гриб», «В гостях у Лунтика».

По результатам реализации двух этапов взаимодействия предметно-пространственная среда групп немного изменилась, обогатилась новыми атрибутами, пособиями, играми, уголками уединения. Преобразования среды в свою очередь поспособствовало обогащению деятельности педагогов и появлению нового результата в деятельности ДОО.

На третьем этапе внедрения велась работа по расширению представлений у педагогов о приемлемых формах, приёмах работы с материалами психологического уголка, по приобретению опыта взаимодействия с детьми посредствам новых атрибутов, пособий. Эту работу реализовывали с помощью показа организованных открытых мероприятий с детьми в ДОО. Было проведено с детьми множество игровых развивающих сеансов с использованием пособий психологического уголка. Например «Путешествие к ёжику», «Ссора», «Дружба – главное чудо».

Хорошей подсказкой для педагогов послужила разработанная картотека игр с использованием материалов психологического уголка. Каждое пособие было описано.

«Кубик эмоций»

Назначение: использование как средства для развития эмоционального мира ребёнка, умения чувствовать настроение персонажей и отражать их в мимике, жестах, речи.

Описание объекта: пособие представляет собой кубик, на каждой грани которого изображены сказочные герои или люди с выраженными эмоциями – радости, грусти, гнева, страха, вины (стыда), удивления или отвращения.

Варианты использования пособия.

Вариант использования пособия в игре «Азбука эмоций».

Ребёнку предлагается выбрать персонажа, рассказать о нём, о его настроении, а после изобразить. (Как его зовут? Какое у него настроение? Что он(а) испытывает, чувствует? Что с ним произошло, продолжи фразу «Коля радуются потому что…» или «злиться, потому что…»).

Вариант использования пособия в игре «Подарок на день рождения».

Ребёнку предлагается найти на кубике грустного персонажа. После говориться, мальчик/девочка (зависит от персонажа, изображенного на кубике с эмоцией грусти) печалится, ему грустно, потому что его никто не поздравил с днём рождения. Покажи, какое у него настроение. Придумай, какие подарки развеселят его. Если ему подарят эти подарки, что он будет чувствовать, какую будет испытывать эмоцию? Изобрази его?

Вариант использования пособия в игре «Угадай, что чувствует герой?».

В игре дополнительно используются карточки с персонажами сказок с различным эмоциональным состоянием: радость, злость, страх, удивление, грусть, вина.

Взрослый раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Каждый игрок по очереди бросает «кубик эмоций» (с изображением героев сказок), называет выпавшую эмоцию и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Правильно выбранную карточку игрок оставляет у себя, неправильно – кладёт обратно.

Побеждает тот, кто соберёт больше карточек с различными эмоциональными состояниями.

Вариант использования пособия в игре «Подбери пару».

В данной игре дополнительно используются карточки-пиктограммы с изображений эмоций грусти, радости, страха, злости, вины, удивления.

Карточки раскладываются на столе перед ребёнком. Взрослый показывает любую карточку, ребёнок называет эмоцию и находит на кубике персонажа с таким же эмоциональным состоянием.

Апробация пособий позволила нам увидеть, что детям нравятся игры с их использованием. В имитированной игре манипулируя игрушками, пособиями психологического уголка им было легко непосредственно выражать свои эмоциональные переживания, отыгрывать свой опыт и чувства. Ведь чаше всего ребёнку трудно или невозможно выразить чувства вербально. Данные пособия могут быть хорошим средством для разрешения конфликтов, передачи чувств, для самовыражения.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою модель раскрывающую подход к организации и содержанию деятельности педагога-психолога с педагогами по созданию психологического уголка в группах ДОО. Мы смогли сориентировать педагогов в проблеме затронувшей личность ребёнка и задать импульс для более глубокого ее изучения и оказания реальной помощи детям. Мы смогли активизировать деятельность педагогов для обеспечения единого пространства для профилактики неблагополучного развития личности ребенка.

Психологический уголок при правильном руководстве со стороны педагогов, может являться действенным средством, для устранения или уменьшения психологических проблем у детей. Любой уголок или пособие можно превратить в эффективный инструмент своей деятельности.

В нашем детском саду теперь имеются психологические уголки, которые дают возможность вовремя помочь детям и предоставить альтернативу «плохому поведению», помочь детям себя понять, стать уверенным, наладить отношения с окружающими, снизить тревогу. У наших детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Игры из психологического уголка помогут детям распознавать свое эмоциональное состояние и анализировать его. Наши дети будут обучаться приемам саморегуляции, навыкам коммуникативного взаимодействия. А мы будем продолжать создавать ситуацию успеха и психологического комфорта в течение всего дня пребывания каждого ребенка ДОО. Будем продолжать работать и искать пути решения.

В заключение выражаем огромную благодарность всем родителям участвующих в создании психологического уголка в группах нашей организации. Всем детям желаем эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам – новых творческих успехов!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Михайлова, Г.А. Новые формы работы с детьми. Пособие «Мирилка» [Текст] / Г.А. Михайлова, Т.В. Красильникова // Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 5. - С. 71-73.
  2. Смолякова, Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада [Текст] / Е.Н. Смолякова // Воспитатель дошкольного учреждения. – 2013. - №4. – С. 28-31.
  3. Соседенко, Т.А. Дизайн проект «Психологический уголок» [Текст] / Т.А. Соседенко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №1. - С. 36-44.

Вверх