Среда, 24.4.2024, 00:00


Главная » Советы для родителей по развитию у ребенка умения слышать, понимать и говорить в домашних условиях

Советы для родителей по развитию у ребенка умения слышать, понимать и говорить в домашних условиях

Советы для родителей по развитию у ребенка умения слышать, понимать и говорить в домашних условиях

Ребенок быстрее привыкнет к СА и поймет его пользу, когда научится узнавать разные звуки, поэтому очень важно учить его слушать в СА. Ему легче запомнить, что значит какой-то звук, когда этот звук он слышит много раз в определенной ситуации.

  • Надевайте ребенку СА сразу, как только он проснулся. Надевайте одежду и мойте ребенка уже, когда он слышит ваш голос в СА. Это позволит ему учиться понимать, что вы говорите, когда его одеваете, моете, слышать звуки во время ваших действий. Как развивать у ребёнка умение слышать в слуховых аппаратах.
  • Надев СА ребенку, включите СА, улыбнитесь и позовите ребенка несколько раз по имени. Произнесите несколько раз «па-па-па», привлекая внимание ребенка к вашему лицу и его уху: «Ты слышишь? Да, слышишь!». Побудите его подражать вашему голосу и артикуляции. Делайте это каждый раз, когда надеваете ребенку СА.
  • Произнося «па-па-па», покажите ребенку, что он не слышит, когда вы выключаете СА. Отключите СА, привлеките его внимание к вашему лицу и произнесите отчетливо «Па-па-па». Сделайте огорченное лицо, разведите руки и скажите «Не слышно». Включите СА снова и повторите действия – обрадуйтесь, скажите «Слышно». Это помогает ребенку быстрее осознать звуки и их связь с СА.
  • Говорите с ребенком голосом разговорной громкости и не быстро, улыбайтесь. Показывайте, как радуетесь, что он слышит - покажите рукой на свое и его ухо.
  • В определенных ситуациях создавайте одни и те же звуки и привлекайте к ним внимание ребенка. В определенных ситуациях создавайте одни и те же звуки и привлекайте к ним внимание ребенка. Например, в ванной, прежде чем мыть ручки откройте и закройте кран с водой, привлекая внимание ребенка к звуку льющейся воды. Прежде чем дать ребенку попить, позвените ложкой о стенки чашки. Помогите ему самому открыть кран, позвенеть ложечкой. Ребенок запомнит звуки, будет их узнавать и адекватно реагировать. Это позволит также сурдопедагогу и аудиологу оценить, насколько эффективен СА для ребенка.
  • Ребенку легче всего научиться обнаруживать наличие или отсутствие звука. Поэтому для развития слушания сначала лучше подходят звуки, которые можно самим «включить/выключить». Например, постучать по столу, включить/выключить воду, не сильно позвенеть ложкой в стакане, почмокать, произнести «па-па-па» и др.
  • Негромко постучите по столу несколько раз, привлекая внимание ребенка к движению, покажите ему на свое ухо, скажите: «Я слышу здорово!». Попросите его постучать по столу, подставьте свое ухо, слушая вместе с ним, скажите: «Здорово! Я слышу!». Делайте это с радостной мимикой — она понятна ребенку и вызывает его интерес к слушанию. Так же проделайте с другими звуками — поскребите по столу, позвените ложечкой в чашке, почмокайте, послушайте мелодию на телефоне, погремите ключами и т. п. Дети, которые без СА не слышали этих звуков, в СА начинают их слышать, что вызывает их удивление. Главное, чтобы ваша мимика показывала, что их интересно слушать! Делайте это сначала только тогда, когда в комнате тихо, потому что ребенок с нарушенным слухом плохо воспринимает звуки в шуме.
  • Все время слушайте-играйте вместе с ребенком с разными звуками, помня, что первое время он должен услышать звук несколько раз, чтобы осознать его. Сначала надо также привлекать его зрительное внимание к источнику звука. Постепенно, по мере накопления у ребенка опыта слушания, он будет реагировать на все большее число разных звуков. Делайте все весело, превратите слушание в забавную игру! Ребенок должен увидеть по вашей мимике, как это весело и интересно!
  • Очень важно научить ребенка откликаться на свое имя. Когда вы учите ребенка откликаться на имя, то зовите его несколько раз, пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др. Нужно, чтобы он понял, что, когда он слышит этот звук и оглядывается, происходит что-то важное для него. Если он не повернулся, то, идя к нему, продолжайте его звать, а приблизившись к нему, обратите его внимание на свои губы, произносящие его имя. Положите свою ладонь на его грудь и назовите его имя еще раз, а по-том укажите на себя и скажите «мама». После этого обязательно сделайте с ним что-то вместе: поиграйте с ним, поцелуйте, дайте что-нибудь, поведите его мыть руки и др.
Как развивать у ребёнка умение говорить в слуховых аппаратах.

При общении с ребенком необходимо, чтобы ваше лицо было на одном уровне с лицом ребенка. Это важно, потому что:

  • речь для ребенка будет более разборчива, если вы находитесь на расстоянии не дальше 1 метра;
  • ваш ребенок видит ваше лицо и ему легче вас понять, он будет более внимателен и лучше готов к ответу и взаимодействию.
  1. Если ребенок без слухового аппарата, то говорите у его уха.
  2. Говоря с ребенком, старайтесь поймать и удержать его взгляд на себе с помощью улыбки и мимики.
  3. Общаясь с ребенком, используйте выразительную мимику.
    Она привлекает внимание ребенка к вашему лицу, движению ваших губ, стимулирует ребенка подражать этим движениям. Важно, чтобы ваша речь и выражение лица совпадали.
  4. Когда вы что-то делаете с ребенком, говорите, про то, что вы делаете и про то, на что он смотрит.
  5. Разговаривая с ребенком, сопровождайте свою речь естественными жеста-ми, подходящими в этой ситуации.
    Помните, что естественные жесты помогают общению, облегчают ребенку запоминание слов.
  6. Стимулируйте развитие у ребенка лепета и речи:
    • Отвечайте на звуки, которые произносит ребенок, как на его попытку что-то вам сказать.
    • Повторяйте звуки, которые он произносит.
    • Добавляйте новые звуки, чтобы ребенок их слушал.
    • Хвалите ребенка, когда он произносит звуки за вами.
    • Произносите разные звуки вместе с движениями или жестами.
    • Говоря что-либо ребенку, повторяйте это слово или фразу 2–3 раза.
      В первый раз ребенок просто слышит какой-то звук, но не успевает его проанализировать. Однако начнет внимательнее слушать, и после повторения уже сможет запомнить слово. Если он не взял нужного предмета, не выполнил действия после повторения, произнесите слово или фразу еще раз, сопровождая сказанное жестом. Это облегчит ребенку понимание сказанного вами. Используйте жесты только после того, как вы 2 раза произнесли слово или фразу. Постепенно, по мере развития у ребенка умения слышать и понимать слова, он уже не будет нуждаться в постоянном повторении.
    • При общении с малышом всегда делайте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если пока не говорит. Через какое-то время он будет пытаться произнести сначала какие-то звуки, а потом и слова.
    • Если ребенок старше 2 лет и еще не произносит звуков, стимулируйте его это делать, положив руку малыша на свое горло, когда вы говорите.
      Ребенок почувствует при этом вибрацию. Затем вторую руку ребенка положите на его горло, чтобы он попытался произнести что-либо, контролируя свои ощущения с помощью руки. Похвалите и порадуйтесь вместе с ним за попытку произнести что-то голосом. Если он молчит, покажите на свое ухо и огорчитесь: «Я не слышу тебя. А-а-а, не слышу». Произнося звук, ребенок слышит себя, и у него возрастает голосовая активность – интонированный крик, лепет. Он начинает «играть» голосом, развивая голос и артикуляторные движения.
  7. Создавайте ребенку хорошие условия для слушания речи:
    • Старайтесь исключить лишние источники шума, особенно когда общаетесь с ребенком. Шум мешает ребенку воспринимать речь и запоминать слова. Наиболее частый источник шума – постоянно работающий телевизор. Включайте его только на время просмотра.
    • Старайтесь как можно ближе находиться к ребенку, когда Вы с ним разговариваете.
    • Разговаривайте с ребенком голосом обычной громкости, но не быстро.
      Используйте короткие предложения, эмоциональную интонацию, повторяйте предложения.

Узнать больше о том, как учить слушать и говорить, как общаться с ребенком с нарушенным слухом можно в книге Королева И.В., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей, педагогов и врачей. – СПб.: КАРО, 2013, а также на сайте СПб НИИ уха, горла, носа и речи: htpp://www.lornii.ru, info@lornii.ru.

Источник: Королева И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста: Учебно-методическое пособие / И.В. Королева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2017. – 176 с.: ил.

Вверх