Пятница, 29.3.2024, 21:16


Главная » Рука развивает мозг

Рука развивает мозг

Рука развивает мозг

(для родителей детей младшего дошкольного возраста)

Консультация – практикум в «Логошколе для родителей»

В подготовке консультации-практикума принимали участие:
учителя–логопеды: Чернова Е.А.,
Свиридовоа Е.В.,
Образцова Е.В.,
Ананьина Н.В.
педагог дополнительного образования: Лопасова И.А.
педагог-психолог: Черемнова О.В.

Уважаемые родители, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о влиянии мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей.

Мини-лекция «Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей»

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важным умениям держать чашку, ложку, карандаши, умываться.

Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей;
  • оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Выступление «Кинезиология»

(педагог – психолог Черемнова О.В.)

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

Особенно увлекает детей рисование и выполнение движений обеими руками одновременно. Такие упражнения способствуют развитию у детей не только речи, но и улучшению памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижению утомляемости. Даже существует наука о развитии головного мозга через движение - кинезиология. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Предлагаем вам выполнить несколько таких простых упражнений.

Забавное упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». И немного побыстрей.

Дети с удовольствием рисуют двумя руками. (Выполнение упражнения «Зеркальное рисование»). Для этого нам понадобится чистый лист бумаги и два карандаша на одного человека. Берём карандаши в обе руки и начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. Начнём с более простых рисунков, нарисуем круг, квадрат, а теперь можно нарисовать ёлочку. А можно рисовать одновременно два круга, две тучки и так далее. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. С детками рисовать такие рисунки можно сначала в воздухе, а затем на бумаге. Выполняйте такие упражнения вместе, а затем предлагайте выполнить их самостоятельно по памяти.

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

«Игры на кухне»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

  • «Помогаю маме».
    Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • «Насыпаем».
    Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
  • «Дождик».
    Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик»: пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.
  • «Дорожки».
    Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки геометрические фигуры, буквы, домки и так далее.
  • «Считаем».
    Разложите фасоль по тарелочкам. Посадите различных животных возле каждой. Теперь посчитайте, всем ли хватит «конфет»? Посчитайте, у кого сколько. Где больше, где меньше?
  • «Заполняем формочки».
    Возьмите любые формочки (у нас были формочки для пластилина), поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.
  • «Игры с пинцетом».
    Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Это не совсем просто, но мой ребенок в 2 года легко выполняет это упражнение. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.
  • «Уборка».
    В эту игру мы играем, когда я вижу, что ребенок устал. Возьмите машину (у нас обычно это трактор или экскаватор). Так как сейчас зима, то ребенок сказал, что наша фасоль – это снег, который нападал на улицу. Теперь его нужно убрать. Трактор сгребает все в кучу, экскаватор набирает полный ковш и высыпает содержимое в тарелку. В общем, и сами играем, и маме помогаем.
  • «Браслет для мамы».
    Из макарон, сушек и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!!!
  • «Маленький пекарь».
    Из маленького кусочка теста дети могут лепить как из пластилина.

Рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Музыкальные пальчиковые игры с мамой

(аудиозапись Е. Железновой «Паучок»)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил,

(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(хлопок ладонями по столу (коленям).)

Солнце стало пригревать,

(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))

Паучок ползёт опять,

(Действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползают на голове)

«В гостях у Золушки»

Какая замечательная вещь – старая бабушкина коробка с пуговицами! Предложите вниманию ребенка пуговицы разной фактуры, размера и цвета. Во время такой забавы у малыша будет развиваться не только мелкая моторика, но и закрепятся знания формы, цвета и размера.

Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, но не забывайте рассказывать, какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

Единственное «НО» – ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.
  • Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка.
  • Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
  • Попросите разложить пуговицы по цветам: синие в одну сторону, зеленые в другую, красные в третью. Или же дайте ребенку две маленькие коробочки: в одну коробочку он будет собирать большие пуговицы в одну коробочку, маленькие – в другую.
  • С определенной закономерностью выложите пуговицы в ряд, например: синяя-белая-синяя-белая. Предложите ребенку продолжить закономерность (для детей 5-6 лет).
  • Складывайте пуговицы в стопочки, соревнуйтесь с малышом, чья стопочка будет выше (для детей 3-4 лет).
  • А когда ребенок немного подрастет, можно научить его пришивать пуговицы к детской одежде.
«Веселые прищепки»

Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику помогут игры с прищепками. Чтобы справиться с прищепкой малышу придется немало потрудиться.

Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким для малыша очень долго. Если с крупами все просто, и даже с пуговицами у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз.

Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенка пользованию прищепкой. Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.

Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы. И, самое главное, не прищемить пальчики! Обиды, недоверия и страха к этой злополучной прищепке будет много. Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.

Для занятий необходимо сделать трафареты из цветной бумаги или картона, на которые будем прицеплять прищепки. Это может быть солнышко (желтый или красный круг, с лучиками-прищепками), елка (будем вешать новогодние игрушки), фигурку животного (сделаем лапки, ушки, хвостик). Желательно трафареты обклеить скотчем.

А теперь мы предлагаем вам поиграть. Силуэт и прищепки превратите в игрушки.

Самомассаж «Су-Джок»

Метод Су - Джок терапии обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" по-корейски - кисть, "Джок" - стопа.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан». Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Массажные шарики "Каштан" в комплекте с двумя металлическими кольцами использую в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, что способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Встреча в мастерской «Художника»
«Развитие ручной умелости посредством творческих видов деятельности»

(педагог дополнительного образования Лопасова И. А.)

Я сегодня хочу отметить важность творческих видов деятельности именно в развитии ручной умелости, такие виды:

  • Обрывание листа бумаги.
  • Вырезание.
  • Плетение.
  • Оригами.
  • Оригами.
  • Лепка.

Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога; приобщает детей к мировой культуре; воспитывает у детей трудолюбие.

Интересные игры с пластилином, которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой можно прочитать сказки, загадать загадки, а юные скульпторы пусть творят наиболее понравившихся персонажей. Хорошо развивает руку рисование пластилином.

Пальчиковые краски или краски для рисования руками подходят для рисования самым маленьким детям (от 8 месяцев), которые еще не умеют держать кисточку в руках, но очень хотят рисовать.

Рисование руками уже с раннего возраста наилучшим образом развивает двигательные функции, зрительно-моторную координацию, творческие способности, фантазию, дает наиболее сильное восприятие цвета и позитивно влияет на настроение и поведение детей.

Детям постарше (от года) можно уже давать мелки. Дело в том, что многие дети в школе неуверенно чувствуют себя у доски, поскольку писать мелом на доске сложнее, чем карандашом на бумаге. Дав ребенку возможность потренироваться рисовать и писать на доске до школы, Вы избавите его от многих проблем.

И чтобы процесс рисования проходил интересно предлагаю вам несколько игр с красками.

Рисуем пальчиками
    • Рассыпались мамины бусы
    • Рассыпались мамины бусы
    Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве).
    • Кто здесь прошёл.
    Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить сразу двумя пальцами).
    • Разноцветный дождик.
    • Одуванчики
    • Падает пушистый снег.
    • Украсить ёлку к Новому году.
    Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
    • Весёлые цыплята.
    У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец - это туловище, а теперь указательный - это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!
Таким образом

Мелкая моторика – это координация пальчиков. И именно развитие мелкой моторики необходимо для гармоничного развития речи. Ведь работа над координацией пальцев запускает необходимые процессы в мозгу ребёнка для развития речи. Чем больше он умеет делать руками, тем легче ему общаться и выражать свои мысли.

Вверх