Среда, 24.4.2024, 20:06


Главная » Речевое развитие детей 4-5 лет

РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ   4 – 5 ЛЕТ

 

Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности.  Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше 4 лет 6 месяцев сопровождает речью каждое действие.

Из книг, телепередач, рассказов взрослых ребёнок получает некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его жизни. Он как бы отрывается от непосредственного опыта. У него появляется круг исключительно вербальных (словесных) знаний. Оперируя с ними, дети зачастую делают логически неправильные выводы.

В их рассуждениях причудливо уживаются несовместимые сущности ("Близнецы - это не внуки. Близнецы - знак зодиака", - поясняет ребёнок взрослым, услышав их разговор.)

Взрослым необходимо серьёзно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Они эмоционально очень остро реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.

Речь детей 4 - 5 лет характеризуется рядом достижений:

  • Дети проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга, - появляется необходимость в появлении предлогов (в, на, над, под, за, из, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку,  слева, сзади и т. п.).

  • Способны выполнять интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой, классификацией и сериацией.

  • Начинают активно употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы - садовые, луговые; животные - домашние, дикие и т. п.).

  • Демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутьё. Используя аналогии, дети легко усваивают способы образования существительных при помощи суффиксов, а глаголов с помощью приставок.

  • Пытаются выражать в речи взаимоотношения людей и их эмоции.

Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения этических норм правил поведения.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых должна обеспечивать опережающее усвоение детьми слов.

Воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения (и часто встречающиеся, и использующиеся реже), конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, можно схитрить: «Ой, забыла я про котишку только что сказала! Какой он? Спасибо, Дима! Да, я сказала: лохматый, беспомощный». Известно: дети с радостью помогают «забывчивому взрослому.

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос взрослого, но и за удачное высказывание: «Умница, Максимка! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал. В предложении твоём все слова в согласии живут» и т.п.

  • При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я правильно всё сказал? Красиво получилось? И начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками. Для обогащения и активизации словаря предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Их очень много. Перечислим наиболее часто используемые, как на занятиях, так и вне их.

  • Речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения).

  • Повторение воспитателем нового слова в различном контексте («Это фарфоровая чашечка». «Фарфор очень хрупкий». «Фарфоровые изделия очень красивы» и т. д.).

 

 

  • Объяснение происхождения слова (этимологии): молоковоз,черника, собеседник и т. п.

  • Вопросы, требующие ответа - констатации (Что? Где? Какой?) и ответа - размышления (Как? Зачем? Почему?).

  • Договаривание слов, недосказанных воспитателем ("Так они живут ... - пряники жуют").

  •  "Подскажи словечко" (гриб - грибочек, сын - сыночек; хлеб - хлебушко, поле - полюшко).

  •  Что это может быть? (Из дерева сделан? - карандаш, дом, ...)

 

                    

 

 

  • Сшить можно? – костюм (юбка, пиджак, галстук, брюки, шарф, …и т. п. )

 

                           

 

 

 

В средней группе самое серьёзное внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положение губ, языка, зубов и др.

Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями ("Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам" и т. д.). Они будут делать это охотнее, если показ с объяснением проводится в игровой форме.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

  • Многократное повторение изолированного звука, при котором отрабатывается речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи.

  • Проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твёрдый (ро - рё, ла - ля).

  • Произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

  • Отработку произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинают с шуток - чистоговорок.

Ца-ца-ца - стоит цапля у крыльца

Цо-цо-цо - на руке кольцо

Цы-цы-цы - поспели огурцы

Ец-ец-ец - очень вкусный огурец

Взрослый произносит чистоговорку и сразу же предлагает детям повторить её.

При соответствующем обучении дети овладевают умением выделять знакомый звук в слове, фразе, четверостишии.

Следует подбирать игрушки и предметы, в названиях которых отрабатываемый звук находится в начале, в середине, в конце слова (самолёт - часы).

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносится твёрдо и мягко (лампа - лента).

 

 

 

С учётом этого подбирается словарь для рассказов, игр - инсценировок. Содержание рассказов, игр - инсценировок, игр - драматизаций должно отвечать целям нравственного воспитания, чтобы в соответствии с развитием сюжета дети принимали участие в добрых делах: помогали, оберегали, защищали, сочувствовали и т. п.

Процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Он предполагает корректировку детской речи на занятиях по всем видам деятельности, в быту, на прогулке.

В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психическом развитии переломным является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно "взрослеть", и только тогда их можно начинать учить описанию игрушек.

Описание игрушки - сложный процесс, который во многом зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать ребёнка необычностью, образностью (заводная игрушка - сказочная птица, если нажать кнопку на спинке, птица поднимает хохолок и распускает хвост; утёнок куда - то спешил, упал, нажмёшь на спинку - испуганно крякает и т. п.).

Детей продолжают учить рассматривать сюжетные картинки.  В первой половине года нет смысла предлагать детям составлять рассказ по картинке. им это пока сложно. Ещё сложнее найти мотивировки, которые заставили бы детей заслушивать три - четыре рассказа сверстников и при этом не отвлекаться. Во второй половине года желающие рассказывать появляются. Но если ребёнку не напоминать фразы - связки, его рассказ будет отличаться многочисленными повторами. Фразы - связки помогают детям понять, что рассматривать картинки надо в определённой последовательности. И это очень важно для овладения связной речью.

В этом возрасте дети, научившиеся чувствовать красоту, улавливать звучность рифмующихся слов, начинают рифмовать самостоятельно. С удовольствием выполняют задания "Доскажи словечко": "И мышонок вымыл рыльце без водицы и без ... мыльца".

Не рекомендуем в средней группе проводить занятия по пересказу небольших литературных произведений: детям пока это трудно. Лучше включать в занятия (и чаще проводить в моменты самостоятельной деятельности) игры - драматизации отрывков из народных сказок.







Вверх