РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ
Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга. Ребёнок старше 4 лет 6 месяцев сопровождает речью каждое действие.
Из книг, телепередач, рассказов взрослых ребёнок получает некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в его жизни. Он как бы отрывается от непосредственного опыта. У него появляется круг исключительно вербальных (словесных) знаний. Оперируя с ними, дети зачастую делают логически неправильные выводы.
В их рассуждениях причудливо уживаются несовместимые сущности ("Близнецы - это не внуки. Близнецы - знак зодиака", - поясняет ребёнок взрослым, услышав их разговор.)
Взрослым необходимо серьёзно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Они эмоционально очень остро реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.
Речь детей 4 - 5 лет характеризуется рядом достижений:
-
Дети проявляют интерес к тому, как предметы расположены относительно друг друга, - появляется необходимость в появлении предлогов (в, на, над, под, за, из, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.).
-
Способны выполнять интеллектуальные операции, связанные со сравнением предметов, их группировкой, классификацией и сериацией.
-
Начинают активно употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы - садовые, луговые; животные - домашние, дикие и т. п.).
-
Демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутьё. Используя аналогии, дети легко усваивают способы образования существительных при помощи суффиксов, а глаголов с помощью приставок.
-
Пытаются выражать в речи взаимоотношения людей и их эмоции.
Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения этических норм правил поведения.
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых должна обеспечивать опережающее усвоение детьми слов.
Воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения (и часто встречающиеся, и использующиеся реже), конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, можно схитрить: «Ой, забыла я про котишку только что сказала! Какой он? Спасибо, Дима! Да, я сказала: лохматый, беспомощный». Известно: дети с радостью помогают «забывчивому взрослому.
Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос взрослого, но и за удачное высказывание: «Умница, Максимка! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрал. В предложении твоём все слова в согласии живут» и т.п.
-
При такой системе работы дети и по своей инициативе начинают интересоваться: «Я правильно всё сказал? Красиво получилось? И начинают понимать, что на занятиях по развитию речи они учатся правильно говорить, быть интересными собеседниками. Для обогащения и активизации словаря предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Их очень много. Перечислим наиболее часто используемые, как на занятиях, так и вне их.
-
Речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения).
-
Повторение воспитателем нового слова в различном контексте («Это фарфоровая чашечка». «Фарфор очень хрупкий». «Фарфоровые изделия очень красивы» и т. д.).
-
Объяснение происхождения слова (этимологии): молоковоз,черника, собеседник и т. п.
-
Вопросы, требующие ответа - констатации (Что? Где? Какой?) и ответа - размышления (Как? Зачем? Почему?).
-
Договаривание слов, недосказанных воспитателем ("Так они живут ... - пряники жуют").
-
"Подскажи словечко" (гриб - грибочек, сын - сыночек; хлеб - хлебушко, поле - полюшко).
-
Что это может быть? (Из дерева сделан? - карандаш, дом, ...)
-
Сшить можно? – костюм (юбка, пиджак, галстук, брюки, шарф, …и т. п. )
В средней группе самое серьёзное внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положение губ, языка, зубов и др.
Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями ("Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам" и т. д.). Они будут делать это охотнее, если показ с объяснением проводится в игровой форме.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
-
Многократное повторение изолированного звука, при котором отрабатывается речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи.
-
Проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твёрдый (ро - рё, ла - ля).
-
Произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
-
Отработку произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинают с шуток - чистоговорок.
Ца-ца-ца - стоит цапля у крыльца
Цо-цо-цо - на руке кольцо
Цы-цы-цы - поспели огурцы
Ец-ец-ец - очень вкусный огурец
Взрослый произносит чистоговорку и сразу же предлагает детям повторить её.
При соответствующем обучении дети овладевают умением выделять знакомый звук в слове, фразе, четверостишии.
Следует подбирать игрушки и предметы, в названиях которых отрабатываемый звук находится в начале, в середине, в конце слова (самолёт - часы).
Произносится твёрдо и мягко (лампа - лента).
С учётом этого подбирается словарь для рассказов, игр - инсценировок. Содержание рассказов, игр - инсценировок, игр - драматизаций должно отвечать целям нравственного воспитания, чтобы в соответствии с развитием сюжета дети принимали участие в добрых делах: помогали, оберегали, защищали, сочувствовали и т. п.
Процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный. Он предполагает корректировку детской речи на занятиях по всем видам деятельности, в быту, на прогулке.
В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психическом развитии переломным является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно "взрослеть", и только тогда их можно начинать учить описанию игрушек.
Описание игрушки - сложный процесс, который во многом зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать ребёнка необычностью, образностью (заводная игрушка - сказочная птица, если нажать кнопку на спинке, птица поднимает хохолок и распускает хвост; утёнок куда - то спешил, упал, нажмёшь на спинку - испуганно крякает и т. п.).
Детей продолжают учить рассматривать сюжетные картинки. В первой половине года нет смысла предлагать детям составлять рассказ по картинке. им это пока сложно. Ещё сложнее найти мотивировки, которые заставили бы детей заслушивать три - четыре рассказа сверстников и при этом не отвлекаться. Во второй половине года желающие рассказывать появляются. Но если ребёнку не напоминать фразы - связки, его рассказ будет отличаться многочисленными повторами. Фразы - связки помогают детям понять, что рассматривать картинки надо в определённой последовательности. И это очень важно для овладения связной речью.
В этом возрасте дети, научившиеся чувствовать красоту, улавливать звучность рифмующихся слов, начинают рифмовать самостоятельно. С удовольствием выполняют задания "Доскажи словечко": "И мышонок вымыл рыльце без водицы и без ... мыльца".
Не рекомендуем в средней группе проводить занятия по пересказу небольших литературных произведений: детям пока это трудно. Лучше включать в занятия (и чаще проводить в моменты самостоятельной деятельности) игры - драматизации отрывков из народных сказок.