Пространственная ориентировка
(консультация для родителей)
учитель-логопед: СВИРИДОВА Е. В.
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:
- ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;
- ориентировку в окружающем пространстве.
Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем начинает ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.
На определенной стадии онтогенеза в результате неоднократных действий правой рукой в коре головного мозга вырабатываются условные зрительно-двигательные связи, которые способствуют выделению правой руки как ведущей.
Дальнейшая дифференциация правой и левой сторон тела формируется на основе умения выделять правую руку. Различение левой руки у ребёнка в этот период осуществляется только через правую. Используя длительные ощущения движений своих рук, ребёнок начинает различать правые и левые части тела.
Дети дошкольного возраста практически легко различают правую и левую руки. Они производят ряд действий только правой рукой (едят, рисуют и т.д.), но ещё полностью не владеют речевой дифференциацией «правое - левое». Развитие речевых пространственных дифференцировок происходит значительно позднее.
Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо - влево.
Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже. Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднения дать ответ, а ребенок должен повторить несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.
- Показать левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, то следует ее назвать, а ребенок - повторяет.
- Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.