Четверг, 25.4.2024, 20:04


Главная » Организация питания в ДОУ в группах старшего дошкольного возраста

Организация питания в ДОУ в группах старшего дошкольного возраста

Организация питания в ДОУ в группах старшего дошкольного возраста

Слайд 1

Правильная организация питания детей в ДОУ предусматривает:

Слайд 2

  1. Подготовку к приему пищи.
  2. Гигиенические процедуры.
  3. Сервировку стола.
  4. Прием пищи.

Остановимся более подробно на каждом разделе, раскрывая их для детей старшего дошкольного возраста

Слайд 3

  1. Подготовка к приему пищи

    Говоря о питании детей, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовка групповой комнаты. Необходимо:

    • проветрить помещение и по возможности сохранить проветривание в течение всего процесса еды;
    • создать обстановку спокойного общения, настраивающего детей на еду. Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий.

    В данный раздел также входит удобная расстановка мебели в соответствие с ростом детей, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать с приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом. В каждой группе есть таблицы:«Маркировка мебели» и «Схема посадки детей за столы», которые помогают выполнить данный раздел, т.е. правильно рассадить детей к обеду.

    Дети старшего дошкольного возраста уже хорошо знают правила поведения за столом, но можно и напомнить им:

    • за столом сидеть прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону;
    • пищу брать ложкой или вилкой, понемногу;
    • пить и есть бесшумно;
    • взял кусок хлеба, обратно не клади; другой бери лишь после того, как съешь этот;
    • хлеб не ломай, не кроши – откусывай понемногу;
    • пальцами в тарелку не лезь – в крайнем случае, ускользающий кусочек котлеты можно задержать корочкой хлеба;
    • во время еды не отвлекайтесь, не торопитесь;
    • выходить из-за стола только по окончании еды, тихо поставив стул на место, и обязательно поблагодарить взрослых.

    За столом:

    • не требовать большого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим.

    Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду и промыть столы горячей водой с мыльным раствором «Ника».

    Воспитатель, заканчивая работу с детьми в умывальной, переодевается в форменную одежду и подключается к раздаче пищи и организации питания в целом.

  2. Гигиенические процедуры

    В данный раздел входит умывание детей, закрепление правил умывания рук, самоконтроль детей.

    Соблюдение постепенности посадки детей за столы. Воспитатель старается , чтобы вслед за дежурными за стол сели те дети, которые медленно едят и имеют плохой аппетит.

  3. Слайд 4

  4. Сервировка стола, это:

    • организация дежурства;
    • ознакомление с меню, объявление его детям;
    • привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов

    Слайд 5

    Организация дежурства:

      Общие требования:

    • дежурство носит характер поручений;
    • единство требований со стороны обоих воспитателей и младшего воспитателя;
    • обязательное выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);
    • назначают по 2 дежурных на все столы;
    • поощрение и благодарность за помощь.

    Слайд 6

    В каждой группе есть «Уголок дежурства по столовой».

    Дежурство по столовой в старших группах постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по форме объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

    Задачи по данному направлению, это: формирование у детей ответственности за порученное дело, стремления работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей.

    Слайд 7

    • На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
    • Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или
    • колпачки. Для дежурного ребёнка фартук не просто защита от загрязнения, а эмблема исполнения ответственного задания. Дежурные полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды. Как сервировать стол детям может помочь таблица «Алгоритм действий при сервировки стола».
    • Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, и чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
    • Дети благодарят дежурных за оказанную помощь.
    • Дети должны сами твёрдо знать очерёдность своего дежурства и без напоминания приступать к нему.

    Слайд 8

    • Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя. У нас в группе есть игра «Составь меню», я или младший воспитатель детям называем блюда из меню , они находят карточки этих блюд и составляют меню. Это напоминает мнемотехнику, составь меню из мнемоквадратов. Так им легче запомнить и назвать блюда из меню.
    • Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. которые постепенно приучаются критически относиться не только к работе товарищей, но и к своей.
    • Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
    • Работа дежурных должна сочетаться с самообслуживанием детей.
    • Дежурные сами или с помощью взрослых распределяют, кто, что будет делать.
    • Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
    • В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
    • Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т.д.).
    • Нельзя допускать, чтобы дежурные, не закончив еду, приступали к выполнению своих обязанностей. В таких случаях надо привлечь в помощь кого-нибудь из детей.

    Слайд 9

    Сервировать стол - это значить подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе , обеспечить всех необходимыми предметами.

    Слайд 10

      В эстетическое оформление стола входит:

    • обязательно бумажные салфетки;
    • красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки, ножи);
    • порционно нарезанный хлеб в хлебнице;
    • чашки и тарелки по количеству детей;
    • допускается цветочная композиция для украшения.

    Сервировка стола должна быть такой , чтобы она вызывала у детей желание быть аккуратными.

    Слайд 11

    Как сервировать стол к обеду представлено на слайде, а мы перейдем к следующему разделу

  5. Прием пищи

    Перед приемом пищи можно сообщить детям, о проведении соревнования «Какой, стол самый чистый», «Самые аккуратные дети», или акцию «Общество чистых тарелок». И в конце обеда вместе с дежурными выбрать лучший стол и отметить его эмблемой данного мероприятия.

А теперь о Технологии раздачи пищи

Сначала подается 1 блюдо, когда ребенок доел – грязная тарелка сразу забирается с левой стороны от ребенка, затем ставится тарелка со 2 блюдом. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.

Воспитателю желательно подачу каждого блюда сопровождать сообщением о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность ,что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.

Застольная беседа обязательна!!!

    При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

  1. Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий.
  2. Не говорить пока во рту пища.

Посуду дети за собой не убирают, это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол должен выглядеть всегда опрятно. Ребенок убирает чашку с блюдцем на раздаточный стол (блюдца на стопку, чашки на поднос).

После еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснения , что после еды играть следует спокойно, чтобы в «животе все улеглось на свои места»), т.е. у ребенка закладывается стереотип на здоровое поведение.

ВАЖНО:
  • Детей надо приучать есть суп, беря ложкой жидкость, можно разрешить слегка наклонить тарелку от себя, но не переливать остатки супа в ложку – можно запачкать стол, руки.
  • Вторые мясные и рыбные блюда необходимо также есть, чередуя с гарниром. Третьи блюда – кисели, компоты – следует подавать в чашках с блюдцами и чайными ложками. Надо приучать детей из компота съедать фрукты вместе с сиропом. Старшие дети косточки от компота кладут вначале в ложку, поднося её ко рту, а затем перекладывают на блюдце. Нельзя допускать, чтобы дети раскалывали косточки и съедали зёрна слив, абрикосов, в них содержится вредная для здоровья синильная кислота.
  • Все замечания должны быть конкретными. Для ребёнка мало понятно указание воспитателя «Ешь аккуратно». Если же он слышит: «Не наклоняйся над тарелкой», «Не набирай много пищи на ложку», ребёнок сейчас же может выполнить эти действия. Если объяснения, напоминания относятся ко всей группе, воспитатель обращается ко всем детям. Но такие отвлечения детей от еды не следует использовать часто. Во время еды следует избегать каких-то неприятных разговоров, напоминаний о проступках детей, что может отрицательно повлиять на состояние аппетита и усвоение пищи.
  • Некоторые вопросы, связанные с процессом питания – о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, о том, из чего готовятся те или иные блюда, могут быть предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми не в часы приёма пищи.
  • Важно, чтобы и младшие воспитатели были осведомлены о программных требованиях, предъявляемых к формированию навыков детей данного возраста и об индивидуальном подходе к ним в связи с процессом питания.
ПОМНИТЕ:
  • недопустимо ополовинивать порции, оправдывая это тем, что «все равно не съедят!»
  • не заставляйте малыша есть через силу. Если ваши объяснения не помогают, понаблюдайте за ним, поищите причину /плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, вызванное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.
  • Не следует наказывать ребёнка, лишая его любимой пищи.
  • Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят, всё слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе.
  • Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах, но запомните, что у кого не получается, чтобы потом задать ему правильный алгоритм действий.
  • Если кто-либо из детей нечаянно прольет еду на пол, надо тут же вытереть.
  • Многие дети имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки лука, капусты. Необходимо объяснить им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках все съедобно.

Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность в сервировке стола и привлекательность самой пищи , ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.

Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольного учреждения.

Вверх