Пятница, 26.4.2024, 03:40


Главная » Лексическая тема «Рыбы»

Лексическая тема «Рыбы»

Лексическая тема «Рыбы»

Подготовила: учитель-логопед Свиридова Е.В

Дата: 12.05.2020г.

 

Повторите с детьми обобщающее слово "Рыбы"

Прочтите стихотворение

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белки след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

-Где же спит рыбка? (Спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами)

Загадайте загадку про рыбу

У родителей и деток вся одежда из монеток.

(Рыбы, монетки - чешуя)

Пополните знания о внешнем виде рыб и о среде их обитания

Все рыбы живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза, жабры. Рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. Рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник помогает плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево - вправо. У рыб нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Отгадайте загадку

Морская царица
Кусать мастерица.
Её никому никогда не догнать -
Сама кого хочешь сумеет поймать.

(акула)

Акула - одна из самых больших морских рыб. В отличии от большинства рыб, у акул могут рождаться живые детёныши. Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень малы. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми рыбами.

Прочтите стихотворение

Знают все - у осетра
Очень вкусная икра.
Рыбе хуже нет вреда,
Когда она - для нас еда.
Стало мало осетров -
Ограничили их лов.
Для их жизни безопасной
На страницах книги Красной
Пишется про осетра -
Нам спасать его пора!

Осётр занесён в "Красную книгу." Люди вылавливают его период размножения (нереста) из-за вкусной икры. А каждая икринка - это маленькая, не родившаяся рыбка. Поэтому бездумный отлов осетров приводит к гибели этих рыб. Из-за загрязнения водоёмов ухудшилось качество воды, в которой они живут.

Поиграйте с пальчиками "Рыбка"

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть

(сложенными вместе ладонями изобразить плавание рыбки)
Рыбка, рыбка озорница.
(грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать
(медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(снова рыбка плавает)
Крошку хлебную взяла
(хватательные движения руками)
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла

(снова "плывут")

Составление описательного рассказа о рыбах по схеме

  • Кто это?
  • Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?
  • Части тела.
  • Где живёт?
  • Как называется его дом?
  • Как развивается?
  • Какую роль играет в окружающем мире?

Вверх