Воскресенье, 13.6.2021, 20:52


Главная » Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»

Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»

(старшая группа)

Подготовила: учитель–логопед Свиридова Е.В.

Дата: 27.04.2020г

 

Загадайте загадки про теме

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.

(хлеб)

Временем рассеваю,
Временем собираю,
Сам сыт бываю,
И людей кормлю.

(хлеб)

 

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

(рожь, стебли, колосья)

 

Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет –
Урожай соберет.

(комбайн)

 

Был я сыпучим,
Потом – тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал.

(хлеб)

Прочитайте рассказ о хлебе

- Ребята, сегодня к нам в группу прибежала мышка Соня. Она жила все лето в поле и вот что она нам расскажет сейчас.

Мышка (мягкая игрушка):

- Здравствуйте ребята! Я прибежала к вам в гости, чтоб поделиться тем, что увидела в поле этой осенью. В прошлом году в поле люди вскопали и посеяли зернышки. Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать (показывает зерна пшеницы, овса, ржи). Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их (показывает колоски).

Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое. Вот и наступила эта осень. В поле появились машины. Они называются комбайны. И стали собирать зерно. Повезли его в элеватор. Это огромный дом, где при специальной температуре храниться зерно долгое время, чтоб не испортилось. Оттуда понемногу зерна возят молоть на мельницы. Вот тогда из зерна получается мука. Потом муку везут в хлебопекарню и пекут разные вкусные булочки, пирожки и главное - хлеб. А еще муку развозят по магазинам, чтоб люди тоже могли испечь то, что захочется. Когда душистый хлеб готов, его везут в магазин. Там люди покупают его и несут домой.

Хлеб это очень важный продукт. Он нужен каждый день. Его очень сложно вырастить и потом испечь. Поэтому хлеб нужно ценить. А тех, кто его вырастил и донес вам на стол, нужно уважать. Труд очень тяжелый, но очень нужный.

(по ходу рассказа мышки покажите картинки с поэтапным выращиванием хлеба).

- Правильно ты сказала, мышка Соня, хлеб очень тяжело вырастить и выпечь. Спасибо тебе за рассказ.

Послушайте, какие у русского народа пословицы о хлебе:

(по ходу пояснение значения)

  • «Хочешь есть калачи - не сиди на печи»
  • «Береги хлеб для еды, а деньги для беды
  • «Всяк на себя хлеб добывает»
  • «Хлеб – батюшка, вода – матушка»
  • «Хлеб хлебу брат»
  • «Худ обед, когда хлеба нет»
  • «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»
  • «Хлеб да вода – мужицкая еда»
  • «Хлебушко – калач дедушка»
  • «Хлеба нет – корочка в честь»
  • «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь»
  • «Человек хлебом живет, а не промыслом»
Образование относительных прилагательных.

Покажите, на тарелочке разный хлеб, сделанный изо ржи, пшеницы, овса. Попробуйте его на вкус.

(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице).

  • Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?
    • Хлеб из ржаной муки?
    • Из овсяной муки?
    • (ответы детей)

  • Поле с рожью — ржаное;
  • Поле с пшеницей — пшеничное;
  • Поле с овсом — овсяное;
  • Поле с ячменём — ячменное;
  • Поле с кукурузой — кукурузное;
  • Поле с гречихой — гречишное;
  • Поле с просом — просяное.
  • Масло изо льна — льняное;
  • Масло из подсолнечника.
  • Масло из кукурузы — кукурузное;
  • Хлеб изо ржи — ржаной;
  • Хлеб из пшеницы — пшеничный.

  • Каша из пшена — пшённая;
  • Каша из овса — овсяная;
  • Каша из ячменя — ячневая;
  • Каша из кукурузы — кукурузная;
  • Каша из гречихи — гречневая.
Согласование числительного с существительным - игра «Посчитай парами».

Два зерна, четыре зерна, шесть зёрен, восемь зёрен, десять зёрен — десять зёрен, восемь зёрен, шесть зёрен, четыре зерна, два зерна.

То же со словами: подсолнечник, кукуруза, лепёшка, пышка, сухарь.

Повторите чистоговорки, поиграйте с пальчиками

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекутся в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Образование существительных в родительном падеже – игра «Назови со словом "нет"»

  • Подсолнечник — нет подсолнечника,
  • рожь — нет ржи,
  • зерно — нет зерна,
  • пшеница — нет пшеницы,
  • колос — нет колоса,
  • овес — нет овса,
  • колосья — нет колосьев,
  • ячмень — нет ячменя,

  • сеялка — нет сеялки,
  • кукуруза — нет кукурузы,
  • комбайн — нет комбайна,
  • гречиха — нет гречихи,
  • каравай — нет каравая,
  • просо — нет проса,
  • лен — нет льна.
Образование простых причастий - игра «Назови по образцу»
  • Убирать — убранный,
  • печь — печеный,
  • выращивать — выращенный,
  • косить — кошенный,
  • резать — резанный.
Для проверки полученных знаний ребенку задать вопросы:

  • Откуда появляется хлеб на нашем столе?
  • А в магазин как попал?
  • Что делают в пекарне?
  • Из чего мука?
  • Откуда зерно?
  • Какие злаки знаешь?
  • Кто выращивает зерно?

Вверх