Пятница, 19.4.2024, 16:55


Главная » Игры для развития речи и мышления дошкольников

 


Рекомендации родителям

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но и для ребенка и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познания мира.

Первый и главный вопрос для родителей – чему учить? Благо, выбор огромен. Сегодня 3–4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновой печкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.

Заметно облегчит жизнь родителю – педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10 – 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупиться!

Многие словесные игры имеют комбинированный характер, что выражается не только на обогащении словаря, но и на активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Предлагаем вам некоторые игры:

«Четвертый лишний»

Для игры подбираются четыре слова, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы называете ребенку слова  и предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли их назвать общим словом, а какое слово лишнее и почему. Эта игра предназначена для развития логического мышления и слухового внимания.

 

«Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем»

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делали родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Эта игра развивает воображение, фантазию находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

 

«Потерявшаяся игрушка»

Подберите и поставьте на стол 5 – 6 игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали.  Если он ответил правильно, поменяйтесь местами. Игрушки можно не только прятать, но и менять местами две из них. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

 

«Найди тайник»

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее нахождения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации умению действовать по плану или схеме.

 

«Игры с буквами»

Если ребенок знаком с буквами, можно предложить ему игру  в «Звуки». Взрослый называет слова, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки еще слышит ребенок. Можно подбирать слова на заданный звук – кто больше. Но помните, ребенок должен обязательно победить. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

 

«Я к вам пишу…»

         Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. В отсутствии ребенка напишите ему  «письмо» (с помощью магнитной азбуки или на бумаге). Текст может быть любым, сначала из 2 – 3 слов, затем 5 – 7. Для обучения дошкольников чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему товарищу писать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки.

        

 

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществуют наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные впервые годы жизни от родителей, никогда не исчезнут из памяти.

Вверх