Воскресенье, 13.6.2021, 20:24


Главная » «Играем – внимание развиваем!»

«Играем – внимание развиваем!»

«Играем – внимание развиваем!»

Подготовила: педагог-психолог Черемнова О.В.

Дата: 13.04.2020г.

 

Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. Мышление тесно связано с речью, с помощью мышления мы получаем знания.

У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.

Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Существует множество игр, направленных на развитие мышления, их можно практиковать и в домашней обстановке. Предлагаем Вам некоторые игры, которые помогут детям выработать умения рассуждения, обобщения, сравнения. Они научатся выносить самостоятельные умозаключения по некоторым вопросам - а, научившись этому, научатся самостоятельно мыслить.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Прежде всего, с детьми данного возраста необходимо заниматься изучением предметов и их качеств. Например: «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и так далее, а также организовывать игры: «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Это поможет тому, что ребёнок начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.

Играть и беседовать с детьми можно во время прогулки. Например, гуляя в лесу или в парке, старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребёнок видит вокруг только зелёный цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребёнок пусть догадается, о каком именно идёт речь. Потом поменяйтесь ролями. Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребёнок убедится в том, что как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Игры для детей среднего дошкольного возраста

С детьми в возрасте 4-5 лет можно играть в такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное - несъедобное», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Путаницы», «Небылицы».

Или «Из чего состоит» - попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево - ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт.

«Что кому» - спросите ребёнка, что нужно повару - колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки. Говорите о том, что нужно врачу, художнику, маленькому ребёнку, папе, бабушке и т.д.

«Четвёртый лишний» - подберите картинки или группы слов, где 3 предмета объединены общим признаком, а четвёртый не подходит к этой группе. Ребёнок 4-5 лет на ура справится, если предметы будут из групп овощи, транспорт, посуда и т.д., объединены по цвету или форме.

«Так бывает или нет» - перебрасывая мячик, придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт», «Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

«Как узнать» - спросите ребёнка, как узнать: идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно), холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном), пришла ли осень? (обнаружить желтые листья), сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус), сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать), высохла ли рубашка? (потрогать).

Игры для детей старшего дошкольного возраста

С детьми постарше можно поиграть в следующие игры.

«Закончи слово» - вы начинаете слово, произнося первый слог, а ребенок - его заканчивает. Например по- (по-суда, по-душка, по-лотенц), за-, на-, ми-, му-, до-.

«Назови слово» - предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…). Назови слова, обозначающие домашних животных. Назови слова, обозначающие овощи. Назови слова, обозначающие фрукты. Назови слова, обозначающие транспорт. Назови слова, относящиеся к спорту.

«Скажи наоборот» - предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый -медленный, пустой - полный, умный - глупый и другие.

«Бывает – не бывает» - вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; человек вьет гнездо.

«Угадай по описанию» - ребёнку даёте описание предмета, и предлагаете угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите. Например: это овощ, он красный, сочный (помидор).

«Кто кем будет» - показываете или называете предметы и явления, и предлагаете ребенку ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?». Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.

Вверх