Пятница, 29.3.2024, 12:38


Главная » Играем в математику!

Играем в математику!

Играем в математику!

>

Подготовили: воспитатели старшей группы
Клепикова К.В., Кривцова М.В.

Дата: 27.04.2020г

 

Уважаемые родители!

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хотим напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Ну что, ПОИГРАЕМ?!

К окончанию старшей группы дети могут:

  • Выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
  • Считать (отсчитывать) в пределах 10.
  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Какой по счету?».
  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.
  • Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.
  • Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.
  • Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
  • Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.
  • Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.
  • Называть текущий день недели.
Форма
Часть и целое

«Строим лодочки»

Цель: учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

2 квадрата, разделены на части 2 способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника.

При делении уточняйте название фигур и способы их деления на 2 равные части: «Какие фигуры получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть? Покажите половину квадрата. Что больше: целый квадрат или одна его часть? Что меньше: часть квадрата или целый квадрат? Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать лодочку?»

Предложите ребенку из квадратов сделать заготовки для лодочек, разделив их так, как показано на образце (квадрат, разделенный на 2 прямоугольника). После выполнения задания уточняем: «Какие фигуры у вас получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть?

Затем дети срезают углы у прямоугольников и располагают лодочки на листе бумаги.

Аппликацию можно закончить, добавив треугольный парус и нарисовав волны, облака и солнце.

 

«Раздели круг на части»

Цель: знакомить детей с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и части.

Нам нужно разделить круг на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить круг? Предлагаем разрезать круг на две равные части, сложив его пополам. Сколько частей получилось? Как называется каждая часть? Что больше: целый круг или его часть? Что меньше: часть круга или целый круг? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать ещё раз пополам» (разрезаем).

Затем уточняем: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый круг или одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга? Что больше: одна вторая круга или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая? (Наглядно показываем сравнение частей).

Составляем целый круг из частей.

 

Количество и счет
Порядковые и количественные числительные

«Составим число»

Цель: закреплять опредставление о порядковом значении чисел первого десятка и состава числа из единиц в пределах 10.

Предлагаем детям составить число 7 про помощи треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания уточняем «Сколько всего треугольников? Сколько треугольников какого цвета вы взяли? Как вы составили число 7? (те же действия выполняем с числами 5,6,8,9.)

После выполнения этого задания можем поменяться с детьми местами. Мы располагаем треугольники, а ребята, считая, называют число.

 

«Кораблики уходят в море»

Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

На любую поверхность располагаем 10 корабликов разного цвета. Спрашиваем детей: «Сколько всего корабликов уходит в море? Обозначьте число 10 цифрами (карточки из предыдущего задания). Какие цифры вы взяли? В каком направлении вы считали? Посчитайте теперь кораблики справа налево. Сколько всего корабликов? Изменилось ли число корабликов? Правильно, не изменилось. А теперь почитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет и порядковое место кораблика. Какой по счету желтый кораблик? Посчитайте кораблики по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого кораблика? Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо».

Эти задания можно повторить с другими корабликами, для закрепления результата.

 

Величина
Сравниваем

«Расскажи о длине полосок»

Цель: совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и желтой? (Красная полоска длиннее желтой.) Что вы можете сказать о длине желтой полоски по сравнению с зеленой полоской? (Желтая длиннее зеленой).

Обобщаем желтая полоска короче красной, но длиннее зеленой. (Те же действия повторяем и с другими полосками).

 

Ориентировка в пространстве

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки.

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им (Например, 3 шага на права, и т.д.). После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

 

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Взрослый задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

 

Ориентация во времени

Дидактическая игра «Игра в забывчивость»

Цель: формирование представлений о времени. Актуализация наречий вчера, сегодня.

Вспомнив некоторые события из жизни, назвав событие, попросите детей уточнить, когда это было: вчера или сегодня, как будто сами не помните. Дети вспоминают и называют день, например, гуляли на детской площадке – вчера, а катались на горке – сегодня.

 

Игра «Что мы делаем?»

Цель: закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.

На столе картинки с изображением разных частей суток. Предложите детям показать, что делают утром, днем вечером и ночью. Можно предложить ребятам перечислить свои варианты, тех действий, которые они выполняют в разные части суток.

Так же можно вспомнить и времена года.

Вверх