Суббота, 12.6.2021, 18:58


Главная » Физиологические основы речевой деятельности

Физиологические основы речевой деятельности

Физиологические основы речевой деятельности

(младший дошкольный возраст)
Дискуссионно–практическая встреча в «Логошколе для родителей»

Материал подготовлен:учителями – логопедами:
Черновой Е.А.,
Образцовой Е.В.,
Свиридовой Е.В.,
Ананьиной Н.В.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о физиологических основах речевой деятельности, о причинах речевых нарушений, об этапах нормального речевого развития и проблемах в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Попытаемся помочь найти возможные пути решения выхода из данной ситуации.

1. Причины нарушений речи (учитель-логопед Свиридова Е. В.)
  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, вовремя или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха. Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта;
  • сосание пальца;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • нахождение малыша в двуязычной семье.
2. Развитие речи ребенка до его рождения
  • Ребёнка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери.
  • Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён - значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.
  • Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь - высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, внутриутробная гипоксия, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша - всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 - начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения - он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит - можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем.
  • Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.
3. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь

Первый крик ребёнка после рождения - важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно амимичное (неподвижное, лишенное мимики), это может быть связано с психическими нарушениями.

  • Важная функция предречевого периода - грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит - есть повод обратиться к врачу.
  • Очень важно, как можно больше говорить с малышом, даже когда он ещё не научился вам отвечать.
  • Помните – он запоминает то, что вы говорите и как вы говорите.
  • Именно вашей речью пополняется активный и пассивный запас, а в дальнейшем и связная речь ребёнка.
  • Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
    Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
4. Практическое упражнение «Глина»

Слепите, пожалуйста, любой предмет из сырой глины. Пока глина сырая - ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным! Представьте себе, что речь ребенка - это глина.

Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

5. Признаки нарушений речи
  • к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
  • к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
  • к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
  • к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
  • к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
  • в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
  • в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.
Нормы развития речи
0-1
2-3 месяца:
  • Гуление (произнесение звуков «А», «Ы» , «У», иногда в сочетании с «Г»).
7-9 месяцев:
  • Лепет (произнесение одинаковых слогов: «МА-МА-МА», «ДЯ-ДЯ-ДЯ», «БА-БА-БА»).
9-11 месяцев:
  • Малыш начинает подражать звукам речи взрослых.
11-13 месяцев:
  • Появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («ПАПА», «МАМА», «БАБА», «ДЯДЯ»).
1-2 года
  • Запас слов от 2-3 до 20-30 (12 мес.)
  • Понимает простые просьбы, не сопровождающиеся жестом. Реагирует на своё имя (1г 2 мес.).
  • Произносит множество слов и словосочетаний. Хорошо развито звукоподражание. Знает 3-6 частей тела (1г 6 мес.).
2-3 года
  • Понимает действия и предметы на картинках (2 года).
  • Задаёт вопросы «что это?», «где?».
  • В активном словаре насчитывается около 50 слов (2 года).
  • Пытается произносить трёхсложные и четырёхсложные слова. Произносит простые предложения из 3 -4 слов (2г 2 мес.).
  • Начинает употреблять в речи предлоги.
3-4 года
  • Минимальный запас слов – 250 (3 года).
  • В звукопроизношении отсутствуют шипящие и сонорные звуки.
  • Понимает несложные сюжетные картинки.
  • Начинает подбирать рифмы к словам.
  • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Называет своё имя, пол, возраст.
  • Разговаривает сам с собой, комментирует свои действия.
4 года
  • Словарный запас достигает 2000 – 3000 слов.
  • Придумывание новых слов (словотворчество).
  • Непроизвольное запоминание стихотворений.
  • Речь еще не до конца связная.
  • Определяет наличие заданного звука в слове (4г 6 мес.).
  • Подбирает слова-антонимы (4г 6 мес.).
  • Допустимо отсутствие сонорных звуков (Р, Л).
6. Обследование детей узкими специалистами – игра «Ромашка»

Сердцевина ромашки – ребенок, лепестки ромашки – узкие специалисты (логопед, невролог, психиатр, ортодонт, отолоринголог, стоматолог, сурдолог, окулист).

Родители срывают лепестки ромашки и объясняют значимость данного специалиста.

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Стоматолог - врач, получивший спец. подготовку по вопросам диагностики, лечения и профилактики болезней и повреждений зубов, челюстей и др. органов полости рта и челюстно-лицевой области.

Ортодонт - специалист, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубо -челюстных аномалий.

ЛОР - это врач отоларинголог, он принимает пациентов с заболеваниями уха, горла и носа. Болезни этих органов человека не только напрямую влияют на качество жизни, но и провоцируют развитие тяжелых осложнений - заболеваний дыхательных путей, а также нервной и сердечнососудистой систем.

Сурдолог - специалист в области медицины, лечащий людей с ограниченными слуховыми способностями.

Окулист - специалист в области медицины, лечащий людей с нарушениями зрения.

Невро́лог занимается диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой. Это заболевания центральной (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервные волокна). Например: опухоли головного и спинного мозга, невриты, невралгии, инсульты и другие нарушения кровообращения головного мозга, энцефалиты, приступы эпилепсии. Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Психиатр - врач, лицо с высшим медицинским образованием, и, как правило, дополнительной специализаций в области психиатрии. Психиатр занимается диагностикой, профилактикой, лечением, реабилитацией психических заболеваний. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит, у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности (развитие внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии.

Таким образом, если вы отметили, что у вашего ребенка имеются проблемы в речевом развитии, необходимо:

  • Пройти медицинское обследование (невролог, ЛОР, окулист, стоматолог, психолог и других специалистов).
  • Пройти рекомендованное детальное медицинское обследование и курс лечения.
  • Систематически посещать консультации специалистов и выполнять все необходимые требования и рекомендации.
Помните, дети наше будущее!
Об их здоровье и развитии не позаботится никто, кроме родителей!

Вверх