Четверг, 25.4.2024, 12:22


Главная » Дети с дизартрией

Дети с дизартрией

Дети с дизартрией

учитель-логопед: СВИРИДОВА Е. В.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность, длительность, конкретные приемы необходимые данному ребенку, планирует логопед. Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществлять в домашних условиях.

Дети, страдающие дизартрией в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать.

Для выработки навыков правильного дыхания используют следующие упражнения:
  1. Вдох и выдох носом.
  2. Вдох носом – выдох ртом (если выдох осуществляется через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
  3. Вдох ртом – выдох носом.
  4. Вдох и выдох ртом.

Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить свободный, плавный выдох через рот. После этого тренировать плавный выдох и беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. взрослый должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

Воспитанию активного выдоха также способствуют следующие упражнения:
  1. Дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной из бумаг «занавеску».
  2. Дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
  3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатов. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.
  4. Дуть на пластмассовые игрушки, плавающие на воде
  5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить
  6. Перекатывать шарики или карандаш на гладкой поверхности сильным дуновением
  7. Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики.
  8. Надувать резиновые игрушки и шарики.
  9. Играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать: «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот»; «У тебя получился длинный выдох через рот» и т.п.

Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движение губ и языка.

Упражнения для губ и щек
  1. Надувание губ и щек
  2. Надувание щек попеременно.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
  4. Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнутые.
  5. Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.
  6. Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте).
  7. Движение губ, сложенных хоботком, влево – вправо.
  8. Вибрация губ (кучерский звук).
  9. Удерживание губами резиновой трубочки или карамельки.
Упражнения для нижней челюсти
  1. Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубов).
  2. Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилие постепенно увеличивается.

Большое внимание требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка.

Упражнения для языка
  1. Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета: нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки и ребенок стремится ее спихнуть языком.
  2. Для сокращения языка – положить кусочки сахара на кончик языка.
  3. Для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

Домашние занятия с ребенком страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.

Этому способствуют следующие упражнения:
  1. Раскрашивание картинок.
  2. Точное обведение контуров предметов.
  3. Рисование простых предметов по поставленным точкам.
  4. Штрихование (используются цветные карандаши).

Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

Вверх