Дети с дизартрией
учитель-логопед: СВИРИДОВА Е. В.
Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность, длительность, конкретные приемы необходимые данному ребенку, планирует логопед. Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществлять в домашних условиях.
Дети, страдающие дизартрией в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать.
Для выработки навыков правильного дыхания используют следующие упражнения:
- Вдох и выдох носом.
- Вдох носом – выдох ртом (если выдох осуществляется через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).
- Вдох ртом – выдох носом.
- Вдох и выдох ртом.
Сначала нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить свободный, плавный выдох через рот. После этого тренировать плавный выдох и беззвучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. взрослый должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).
Воспитанию активного выдоха также способствуют следующие упражнения:
- Дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной из бумаг «занавеску».
- Дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
- Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатов. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.
- Дуть на пластмассовые игрушки, плавающие на воде
- Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить
- Перекатывать шарики или карандаш на гладкой поверхности сильным дуновением
- Дуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватные шарики.
- Надувать резиновые игрушки и шарики.
- Играть на губных инструментах.
Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать: «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот»; «У тебя получился длинный выдох через рот» и т.п.
Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движение губ и языка.
Упражнения для губ и щек
- Надувание губ и щек
- Надувание щек попеременно.
- Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
- Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнутые.
- Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.
- Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте).
- Движение губ, сложенных хоботком, влево – вправо.
- Вибрация губ (кучерский звук).
- Удерживание губами резиновой трубочки или карамельки.
Упражнения для нижней челюсти
- Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубов).
- Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилие постепенно увеличивается.
Большое внимание требуют упражнения, направленные на развитие подвижности языка.
Упражнения для языка
- Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета: нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки и ребенок стремится ее спихнуть языком.
- Для сокращения языка – положить кусочки сахара на кончик языка.
- Для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.
Домашние занятия с ребенком страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.
Этому способствуют следующие упражнения:
- Раскрашивание картинок.
- Точное обведение контуров предметов.
- Рисование простых предметов по поставленным точкам.
- Штрихование (используются цветные карандаши).
Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.