«Что такое сказка на ночь?»
Подготовили: воспитатели Кривцова М.В., Клепикова К.В.
Дата: 27.03.2020г.
 
Сказка на ночь – это не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером.
Ребёнок с родителем выступают при этом на равных правах наблюдателей истории, описанной в книжке. Когда вы перед сном гасите свет и садитесь у детской кроватки, возникает совершенно иной уровень доверительных отношений между вами и ребёнком. Сказанное вами в этот момент воспринимается совершенно иначе, воспринимается как нечто лично ваше и ассоциируется только с вами. Это незабываемое время, как для ребёнка, так и для родителя. Ничто не отвлекает вас в данный момент от беседы, ничто не мешает восприятию: ни яркие картинки книжки, ни быстро меняющиеся кадры мультфильма. Для ребёнка будет звучать только ваш голос, рисующий в его сознании сказочные образы.
Сказка – это не просто история. В ней отражается ваша личность. Ваше видение мира. Рассказывая сказку ребёнку, вы передаёте ему не столько знания, сколько эмоции и чувства применительно к какой – то ситуации. Как бы ни была хорошая сказка, но если её прочитать без чувства, пользы от этого будет мало. Для маленького ребёнка гораздо лучше, если сказка будет простым и незамысловатым сюжетом. Тогда он легко поймет её смысл. А ваши эмоции закрепят в его памяти ту мораль, которую вы сочтёте нужной и полезной.
Сказка забавляет. Сказка трогает, сказка увлекает, но при всём этом она неизменно ставит вопросы, сказка хочет, чтобы ребёнок думал.
После хорошей сказки ребёнок засыпает со счастливой улыбкой на лице. А на следующий день он захочет, чтобы вы опять рассказали ему ту же самую, незамысловатую историю. Со временем, сказка на ночь может стать особым приятным ритуалом, как для ребёнка, так и для родителя.
Когда ребёнок становится старше, эту традицию вечерней убаюкивающей сказки продолжает рассказывание историй, чтение вслух, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Притом, то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов.
Какие же они сказки?
Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задушевностью и весёлостью, наивностью и мудростью народная сказка.
Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки являются удивительным символом единства народов и духовной связи.
Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.
Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти своё счастье.
Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни.
Дорогие родители, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.
Что значат для ребёнка сказки?
Мы начинаем познавать мир сказок. Их нам читают в самом раннем детстве родители, бабушки, дедушки.
Сказке предшествовали мифы. Но все-таки в жизнь ребёнка сказка входит раньше мифов. И это справедливо.
Очень важно, какие книги ребёнку читали в возрасте от двух до пяти лет. От этого формируется его отношение к жизни. В сказках. Как известно, добро побеждает зло – это рождает у ребёнка доверие к миру.
Кроме того, сказка развивает у ребёнка эмоции. А чем более эмоционально развит ребёнок, тем проще и легче ему будет в жизни, поскольку в нём закладывается высокое эстетическое начало. А этот – повод для самосовершенствования, это стремление самому творить добро и побеждать зло.
Если мы говорим о любимой сказке, то в сознании ребёнка она живёт долго – он готов её слушать снова и снова, рисует её персонажей, играет по ролям.
Возьмём простенький и всем известный «Колобок». Он прочитан столько раз, что ребёнок знает сказку наизусть. Рассмотрим эту сказку с необычной стороны. Ведь там идёт речь о том, что первый шаг (или поступок) – хорош, второй – так себе, третий – ничего, а на четвертом тебя съедают. То есть эта сказка учит ребёнка чувству осторожности, чувству самосохранения. В переводе на серьезную ситуацию это означает – во взрослую жизнь нужно вступать осторожно, от родителей следует уходить постепенно, с оглядкой. И для родителей в «Колобке» мораль – отпускать от себя ребёнка надо тихонько, осторожно. Не сразу давать полную свободу. В этом глубокая народная мудрость.
Сейчас экранные мультики теснят, к сожалению, волшебные сказки. А жаль. В мультике ребёнок видит уже готовый образ, его фантазия спит. А читая сказку, он может воображать героев какими угодно. В этом случае детская фантазия цветёт буйным цветом – стоит только посмотреть на то, что дети рисуют под впечатлением прочитанных сказок.
Конечно, проще усадить ребёнка перед телевизором, но, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, проще – не значит лучше. Читайте детям сказки. Это витамин для развития души вашего ребёнка.
Рекомендуемые сказки для детей старшего дошкольного возраста
 
Русские народные сказки:
- Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)
- Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)
- Волк и лиса (в обработке И. Соколова – Микитова)
- Снегурочка
- Семь Симеонов – семь работников (в обработке И. Карнауховой)
- Сынко-Филипко (в пересказе Е. Поленовой)
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)
- Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)
- Марья Моревна.
- Волшебное кольцо.
 
Сказки других народов:
- Кот в сапогах (французская, обратите внимание – это важно – в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)
- Мальчик – с пальчик (перевод Б. Дехтерева)
- Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),
- Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)
- Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)
- Беляночка и Розочка (в переводе с нем. Л. Кон)
- Как лисичка бычка обидела (эскимосская)
 
Авторские сказки:
- Н. Абрамцева: Сказки об осеннем ветре.
- С. Аксаков: Аленький цветочек.
- Г.Х. Андерсен: Дюймовочка, Гадкий утенок, О том, как буря перевесила вывески, Свинопас, Новое платье короля, Огниво (сказки в переводе с датского А. Ганзен)
- Д. Барри: Питер Пэн.
- В. Губарев: Королевство Кривых Зеркал.
- В. Даль: Старик – годовик. Девочка Снегурочка.
- Е. Данько: Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)
- К. Драгунская: Лекарство от послушности.
- П. Ершов: Конек – горбунок.
- Ф. Зальтен: Бемби (в переводе Ю. Нагибина).
- К. Коллоди: Пиноккио.
- С. Лагерлёф: Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
- Л. Лагин: Старик Хоттабыч.
- С. Маршак: Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)
- Н. Носов: Приключения Незнайки и его друзей.
- К. Паустовский: Теплый хлеб
- А. Погорельский: Черная курица, или Подземные жители.
- Дж. Свифт: Путешествия Гулливера.
- И. Токмакова: Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.
- А. Толстой: Золотой ключик, или Приключения Буратино.
- С. Топелиус: Три ржаных колоска (в переводе со шведского А. Любарской)
- П. Трэвэрс: Мэри Поппинс
- А. Ремизов: Хлебный голос.
- Э. Успенский: Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.
- Г. Цыферов: Сказки старинного города.
- Л. Чарская: Чудесная звездочка.
- К. Чуковский: Приключения Бибигона.
После прочтения сказок, поиграйте с ребенком в такие игры:
«Отгадай-ка»
Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки
Ребенку предлагается отгадать из какой сказки данное выражение:
«Спи, глазок, спи, другой» (Сказка «Хаврошечка»).
«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» (Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» (Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»).
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»).
«Сяду на пенёк, съем пирожок» (Сказка «Маша и медведь»).
«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки» (Сказка «Мужик и медведь»).
«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки» (Сказка «Василиса Премудрая»).
«Ты молодец: не хвастун, а храбрец» (Сказка «Заяц – хваста»).
«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал» (Сказка «Лиса и козёл»).
«Закончи»
Цель: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.
Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название:
Мышка - ...(норушка).
Лягушка - ...(квакушка).
Зайчик - ...(побегайчик).
Лисичка - ...(сестричка).
Волчок - ...(серый бочок).
Медведь - ...(косолапый).
Петушок - ...(Золотой гребешок).
Гуси - ...(Лебеди).
Сестрица - ...(Алёнушка).
Братец - ...(Иванушка).
Серый ...(волк).
Баба - ...(Яга, костяная нога).
Коза - ...(дереза).
Красная ...(шапочка).
Курочка - ...(Ряба).
Муха - ...(Цокотуха).
Старшая и подготовительная группа
Крошечка - ...(Хаврошечка).
Царь ...(Салтан).
Царевна - ...(лягушка).
Сивка ...(бурка).
Финист - ...(Ясный сокол).
Никита - ...(Кожемяка).
Серебряное ...(копытце).
Цветик - ...(семицветик).
Илья ...(Муромец).
Добрыня ...(Никитич).
Соловей - ...(разбойник).
Василиса ...(Прекрасная).
Царевич ...(Елисей).
Мальчик ...(с пальчик).
Конёк - ...(Горбунок).
Гадкий ...(утёнок).