Пятница, 29.3.2024, 00:26


Главная » «Что такое сказка на ночь?»

«Что такое сказка на ночь?»

«Что такое сказка на ночь?»

Подготовили: воспитатели Кривцова М.В., Клепикова К.В.

Дата: 27.03.2020г.

 

Сказка на ночь – это не просто сказка, которую вы можете прочитать ребёнку в книжке, а нечто более тёплое и крепкое в ваших с ним отношениях. Сказка из книжки читается днём или вечером.

Ребёнок с родителем выступают при этом на равных правах наблюдателей истории, описанной в книжке. Когда вы перед сном гасите свет и садитесь у детской кроватки, возникает совершенно иной уровень доверительных отношений между вами и ребёнком. Сказанное вами в этот момент воспринимается совершенно иначе, воспринимается как нечто лично ваше и ассоциируется только с вами. Это незабываемое время, как для ребёнка, так и для родителя. Ничто не отвлекает вас в данный момент от беседы, ничто не мешает восприятию: ни яркие картинки книжки, ни быстро меняющиеся кадры мультфильма. Для ребёнка будет звучать только ваш голос, рисующий в его сознании сказочные образы.

Сказка – это не просто история. В ней отражается ваша личность. Ваше видение мира. Рассказывая сказку ребёнку, вы передаёте ему не столько знания, сколько эмоции и чувства применительно к какой – то ситуации. Как бы ни была хорошая сказка, но если её прочитать без чувства, пользы от этого будет мало. Для маленького ребёнка гораздо лучше, если сказка будет простым и незамысловатым сюжетом. Тогда он легко поймет её смысл. А ваши эмоции закрепят в его памяти ту мораль, которую вы сочтёте нужной и полезной.

Сказка забавляет. Сказка трогает, сказка увлекает, но при всём этом она неизменно ставит вопросы, сказка хочет, чтобы ребёнок думал.

После хорошей сказки ребёнок засыпает со счастливой улыбкой на лице. А на следующий день он захочет, чтобы вы опять рассказали ему ту же самую, незамысловатую историю. Со временем, сказка на ночь может стать особым приятным ритуалом, как для ребёнка, так и для родителя.

Когда ребёнок становится старше, эту традицию вечерней убаюкивающей сказки продолжает рассказывание историй, чтение вслух, задушевные разговоры о самом важном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку и для отдыха, и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Притом, то, что говорится перед сном, имеет особо значимое влияние на состояние души спящего и содержание его снов.

Какие же они сказки?

Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребёнка, которого бы не покорила задушевностью и весёлостью, наивностью и мудростью народная сказка.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих встречаются одни и те же сказочные сюжеты. Эти сказки являются удивительным символом единства народов и духовной связи.

Народная сказка – неиссякаемый родник животворной мудрости, из которого писатели черпают вдохновения, создавая свои авторские сказки.

Сказка для ребёнка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти своё счастье.

Мудрые сказки пишутся не только для детей, но и для взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни.

Дорогие родители, читайте мудрые сказки вместе с детьми, не жалея усилий и времени читайте сказки вслух. Как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, взрослые читали детям добрые сказки, вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных сил.

Что значат для ребёнка сказки?

Мы начинаем познавать мир сказок. Их нам читают в самом раннем детстве родители, бабушки, дедушки.

Сказке предшествовали мифы. Но все-таки в жизнь ребёнка сказка входит раньше мифов. И это справедливо.

Очень важно, какие книги ребёнку читали в возрасте от двух до пяти лет. От этого формируется его отношение к жизни. В сказках. Как известно, добро побеждает зло – это рождает у ребёнка доверие к миру.

Кроме того, сказка развивает у ребёнка эмоции. А чем более эмоционально развит ребёнок, тем проще и легче ему будет в жизни, поскольку в нём закладывается высокое эстетическое начало. А этот – повод для самосовершенствования, это стремление самому творить добро и побеждать зло.

Если мы говорим о любимой сказке, то в сознании ребёнка она живёт долго – он готов её слушать снова и снова, рисует её персонажей, играет по ролям.

Возьмём простенький и всем известный «Колобок». Он прочитан столько раз, что ребёнок знает сказку наизусть. Рассмотрим эту сказку с необычной стороны. Ведь там идёт речь о том, что первый шаг (или поступок) – хорош, второй – так себе, третий – ничего, а на четвертом тебя съедают. То есть эта сказка учит ребёнка чувству осторожности, чувству самосохранения. В переводе на серьезную ситуацию это означает – во взрослую жизнь нужно вступать осторожно, от родителей следует уходить постепенно, с оглядкой. И для родителей в «Колобке» мораль – отпускать от себя ребёнка надо тихонько, осторожно. Не сразу давать полную свободу. В этом глубокая народная мудрость.

Сейчас экранные мультики теснят, к сожалению, волшебные сказки. А жаль. В мультике ребёнок видит уже готовый образ, его фантазия спит. А читая сказку, он может воображать героев какими угодно. В этом случае детская фантазия цветёт буйным цветом – стоит только посмотреть на то, что дети рисуют под впечатлением прочитанных сказок.

Конечно, проще усадить ребёнка перед телевизором, но, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, проще – не значит лучше. Читайте детям сказки. Это витамин для развития души вашего ребёнка.

Рекомендуемые сказки для детей старшего дошкольного возраста

 

Русские народные сказки:

  • Белая уточка (из сборника А. Афанасьева)
  • Василиса Прекрасная (из сборника А. Афанасьева)
  • Волк и лиса (в обработке И. Соколова – Микитова)
  • Снегурочка
  • Семь Симеонов – семь работников (в обработке И. Карнауховой)
  • Сынко-Филипко (в пересказе Е. Поленовой)
  • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (в обработке К. Ушинского)
  • Чудесное яблочко (в обработке Л. Елисеевой)
  • Марья Моревна.
  • Волшебное кольцо.

 

Сказки других народов:

  • Кот в сапогах (французская, обратите внимание – это важно – в переводе Т. Габбе, именно в этом переводе лучше всего читать детям сказки Ш. Перро)
  • Мальчик – с пальчик (перевод Б. Дехтерева)
  • Айога (нанайская, в обработке Д. Нагишкина),
  • Каждый своё получил (эстонская, в обработке М. Булатова)
  • Голубая птица (туркменская, в обработке А. Александровой и М. Туберовского)
  • Беляночка и Розочка (в переводе с нем. Л. Кон)
  • Как лисичка бычка обидела (эскимосская)

 

Авторские сказки:

  • Н. Абрамцева: Сказки об осеннем ветре.
  • С. Аксаков: Аленький цветочек.
  • Г.Х. Андерсен: Дюймовочка, Гадкий утенок, О том, как буря перевесила вывески, Свинопас, Новое платье короля, Огниво (сказки в переводе с датского А. Ганзен)
  • Д. Барри: Питер Пэн.
  • В. Губарев: Королевство Кривых Зеркал.
  • В. Даль: Старик – годовик. Девочка Снегурочка.
  • Е. Данько: Побежденный Карабас (продолжение «Золотого ключика» — первое издание книги вышло в 1941 году)
  • К. Драгунская: Лекарство от послушности.
  • П. Ершов: Конек – горбунок.
  • Ф. Зальтен: Бемби (в переводе Ю. Нагибина).
  • К. Коллоди: Пиноккио.
  • С. Лагерлёф: Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
  • Л. Лагин: Старик Хоттабыч.
  • С. Маршак: Кошкин дом (пьеса для инсценирования и чтения в лицах)
  • Н. Носов: Приключения Незнайки и его друзей.
  • К. Паустовский: Теплый хлеб
  • А. Погорельский: Черная курица, или Подземные жители.
  • Дж. Свифт: Путешествия Гулливера.
  • И. Токмакова: Может, нуль не виноват? Аля, Кляксич и буква А.
  • А. Толстой: Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  • С. Топелиус: Три ржаных колоска (в переводе со шведского А. Любарской)
  • П. Трэвэрс: Мэри Поппинс
  • А. Ремизов: Хлебный голос.
  • Э. Успенский: Вниз, по волшебной реке. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Г. Цыферов: Сказки старинного города.
  • Л. Чарская: Чудесная звездочка.
  • К. Чуковский: Приключения Бибигона.
После прочтения сказок, поиграйте с ребенком в такие игры:

«Отгадай-ка»

Цель: учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки

Ребенку предлагается отгадать из какой сказки данное выражение:

«Спи, глазок, спи, другой» (Сказка «Хаврошечка»).

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!» (Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!» (Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»).

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса»).

«Сяду на пенёк, съем пирожок» (Сказка «Маша и медведь»).

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки» (Сказка «Мужик и медведь»).

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки» (Сказка «Василиса Премудрая»).

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец» (Сказка «Заяц – хваста»).

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал» (Сказка «Лиса и козёл»).

«Закончи»

Цель: закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название:

Мышка - ...(норушка).

Лягушка - ...(квакушка).

Зайчик - ...(побегайчик).

Лисичка - ...(сестричка).

Волчок - ...(серый бочок).

Медведь - ...(косолапый).

Петушок - ...(Золотой гребешок).

Гуси - ...(Лебеди).

Сестрица - ...(Алёнушка).

Братец - ...(Иванушка).

Серый ...(волк).

Баба - ...(Яга, костяная нога).

Коза - ...(дереза).

Красная ...(шапочка).

Курочка - ...(Ряба).

Муха - ...(Цокотуха).

Старшая и подготовительная группа

Крошечка - ...(Хаврошечка).

Царь ...(Салтан).

Царевна - ...(лягушка).

Сивка ...(бурка).

Финист - ...(Ясный сокол).

Никита - ...(Кожемяка).

Серебряное ...(копытце).

Цветик - ...(семицветик).

Илья ...(Муромец).

Добрыня ...(Никитич).

Соловей - ...(разбойник).

Василиса ...(Прекрасная).

Царевич ...(Елисей).

Мальчик ...(с пальчик).

Конёк - ...(Горбунок).

Гадкий ...(утёнок).

Вверх