Пятница, 29.3.2024, 11:50


Главная » «Вправо - влево», «вверх - вниз»: ориентировка на плоскости.


 

 

Известно, что современные дети совершают массу ошибок, связанных с недостаточным уровнем развития пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики. Работая в тетради, они не могут выполнить команды «отступить вправо», «влево», «вверх», или «вниз». При чтении и письме совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв, перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике делают ошибки в усвоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.

Как же происходит формирование пространственного восприятия?

Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах образуются раньше, чем представления о пространстве и служат их основой.

Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определить направление. Под руководством взрослых дети начинают выделять и правильно называть свою правую руку. Она выступает как рука, выполняющая основные действия. Определение положения других частей тела в качестве левых и правых ребенку удается только по отношению к положению правой руки. Правое и левое кажутся ребенку чем – то постоянным, и он не может понять, каким образом то, что для него находится справа, для других находится слева.

Другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, сто дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими).

Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением определять их имеет продуктивная деятельность. Строя из кубиков, ребенок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определенным образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги.

Образование представлений о пространственных отношениях тесно связаны с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений. Ведется целенаправленная работа по употреблению в речи предлогов. Но, усваивая представления об отношениях между предметами, ребенок долго может оценивать эти отношения только со своей позиции, он оказывается не в состоянии изменить точку отсчета, понять, что отношения изменяются, если смотреть на предмет с другой стороны: то, что было спереди, окажется сзади, то, что было слева, будет справа

Только к концу дошкольного возраста у детей (да и то далеко не у всех) появляется ориентировка в пространстве независимо от своей позиции, умение менять точку отсчета.

Для активизации пространственного восприятия важно, чтобы дети не только понимали слова, обозначающие пространственные отношения, но чтобы эти слова обязательно стали частью их активного словаря.

Формирование у детей слухового сосредоточения и координации ухо – рука

Многие дети испытывают трудности в пространственной ориентировки при работе на слух. Например, они не могут выполнить задание по словесной инструкции, несмотря на то, что прекрасно могут копировать с образца или дорисовывать зеркально. Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение их использовать для ориентации на плоскости и в пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходит графический диктант. Однако просто рисовать линии под диктовку детям скучно, а проверять такие задания трудно. Этот вид работы становится привлекательным для детей и педагогов, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение.

Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации глаз–рука

Для успешного выполнения заданий, напрямую связанных с ориентировкой в пространстве, необходимы: зрительное внимание и зрительномоторная координация, которые надо вырабатывать специально. Для этого предназначены несколько типов упражнений.

Прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетку

На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование, затем переходят к зеркальному. Объяснить ребятам, что такое зеркальное копирование, удобно, используя в качестве примера кисти рук. Затем вводится определение зеркальной копии: точная копия объекта, но лево и право поменялись местами. В не совсем корректном, но зато лаконичном и удобном для понимания и запоминания варианте правило звучит так: все, что было справа, будет слева; низ и верх остаются.

Прямое и зеркальное копирование с образца без опоры на клетку

Этот вид работы не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копированием по клеткам. Только расстояние теперь определяется на глаз, что делает задание более сложным. Однако детьми они воспринимаются как новые и интересные (данные виды работ проводятся в подготовительной к школе группе, для этого мы используем различные варианты тетрадей по подготовке руки к письму).

 

 

Материал подготовлен учителем – логопедом: 

 Ананьиной Н. В.

Вверх