№8
Вопрос: |
Что лучше давать для рисования ребенку в 1 год? |
Ответ: |
Ранний возраст – время многочисленных экспериментов, где главный исследователь – ребенок. У малыша после года продолжается «роман с окружающим миром», поэтому изучение предметов, игрушек, инструментов, материалов и выполнение всех возможных способов действия с ними очень важны и интересны для него. Интерес к рисованию появляется еще в раннем возрасте. Малыш пока не знает назначения бумаги, карандашей и красок, но они его очень привлекают. Он мнет и рвет бумагу, возит ею по столу, удивляется, когда на чистом листе бумаги появляются следы от маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру. Этап «пробы пера» и «каракуль» (доизобразительный период) продлится долго и может стать не интересным для ребенка, если не подключатся родители. Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления. Только когда он увидит, как рисует кто-нибудь из старших, ему захочется подражать. Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности, ребенок начнет рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира. Поэтому так важно поддерживать интерес как можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей. Не следует сразу же учить ребенка создавать образ – пока это рано. У детей, только взявших в руки инструмент для рисования, движения развиваются последовательно. Сначала ребенок, совершает последовательные движения, черкает карандашом по бумаге и оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки совершенствуются, и каракули становятся более разнообразными: штрихи, точки, сплошные дугообразные линии. Позднее линии начинают закруглятся, ломаются под углом, перекрещиваются, и появляются зигзаги. В это же время малыш начинает различать каракули, изучать их. Желательно давать ему листы бумаги разных форматов и разных цветов. В возрасте от 1.5 лет в детских рисунках с помощью взрослого появляется и рождается некий образ. Дети начинают называть свои каракули, например , видят в них иголку или палку. Назвать то, что они нарисовали, они способны с 1 года 9 месяцев. Узнавание нарисованных предметов происходит постепенно. Рассматривая вместе с ребенком его рисунки, мама может сказать: «Это похоже на дорогу, по которой мы с тобой гуляем». Слушая маму, ребенок вскоре сам увидит в линиях нечто большее, и будет учиться читать свои рисунки. Взрослым необходимо делиться с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать. Советы родителям: как организовать художественно – изобразительную деятельность ребенка дома.
Материалы для рисования Бумага для рисования Для рисования красками понадобиться плотная, пористая бумага, слегка шероховатая, продается с пометкой «Для рисования акварелью». Для печатания ладошками и рисования кисточкой потребуется формат бумаги А3 (размер в 2-ва альбомных лиса) и А4 (альбомный лист). Для рисования маркерами, фломастерами и карандашами – в половину или четверть альбомного листа
Краски для печатания Для печатания ладошками необходима не токсичная, безопасная гуашь, которая так и называется – «пальчиковая». Эта краска хорошо смывается с рук и хорошо отстирывается.
Маркеры, фломастеры и карандаши После знакомства с красками для печатания предложите ребенку маркеры, фломастеры и карандаши (именно в такой последовательности). Маркеры без особых усилий со стороны ребенка оставляет яркий и широкий след. Фломастер имеет более тонкий стержень и заставляет юного художника учиться регулировать силу нажима, чаще предлагайте ребенку цветные карандаши. Рисование ими требует избирательных действий мелких мышц руки и способствует развитию мелкой моторики. Карандаши нужны мягкие и средней мягкости, шести цветов.
Кисточка и краски После того как ребенок освоит рисование выше перечисленными предметами, покажите ему, как рисовать кисточкой и красками – это сложнее. Используйте широкую или круглую кисточку (не менее № 10) с толстой и жесткой натуральной щетиной и гуашь фирмы «Гамма» - она яркая, легко разводится водой и легко смывается.
Игры с красками для детей В этих играх инструментами для рисования будут собственные ладошки малыша, поэтому их правильнее назвать игры с красками, а процесс работы с ними – печатанием. Однако, мы считаем, возможным в объяснениях малышу использовать именно слово «рисование».
Знакомство с бумагой и краской Приготовьте лист бумаги форматом А3 и гуашь одного цвета, желательно любимого малышом. Посадите ребенка за стол. Положите перед ним лист бумаги. Скажите «Какой белый лист! Какой прохладный и гладкий и приятный». Предоставьте ребенку возможность самому погладить лист бумаги, если он захочет. Скажите: «Мы будем рисовать на этом листе!». Возьмите малыша за запястье правой руки, опустите ладошку в блюдце с краской и приложите к чистому листу бумаги – на нем останется отпечаток. Скажите: «ой, как красиво получается! Твоя ладошка осталась на листе бумаги». Сделайте вместе с ребенком еще несколько отпечатков. Если ребенок сам захочет, сделать такие отпечатки позвольте ему это, пускай шлепает в свое удовольствие. Не забудьте хвалить юного художника.
Знакомимся с границами листа Первые игры только готовят ребенка к «сотворению шедевров». Он знакомится с бумагой и краской, узнает, что у листа есть границы. Приготовьте краску и лист формата А3, окрасьте свою руку краской и сделайте отпечаток на листе. Ребенок последует вашему примеру. Если этого не произойдет, помогите ему окрасить ладошку и отпечатайте след. А затем он сам будет оставлять следы, а вы только подсказывайте: «Вот еще есть место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так ребенок с помощью вашей помощи заполнит весь лист бумаги. В следующий раз можно приготовить два цвета. И не забывайте хвалить ребенка и напоминать, что это он сам нарисовал. В следующий раз можно нарисовав на листе карандашом большое яблоко, предложить раскрасить его таким же способом, но обязательно направлять и подсказывать ему. Перед этим процессом необходимо дать ему в руки настоящее яблоко, дать его изучить, понюхать, какое оно ароматное, круглое, гладкое и показывая на изображение на листе сказать, что это тоже яблоко. А уже после этого приступайте к процессу.
Игры с красками Отпечаток ладони на листе бумаги теперь можно использовать как элемент рисунка. Главный художник – малыш, а взрослый - оформитель рисунка. Он дополняет (своим пальцем, пальчиком ребенка или кисточкой) след оставленный ладошкой ребенка, и на глазах малыша возникает рыбка, цветок, бабочка, осьминог, ежик. Ребенок с интересом наблюдает за тем, что получится. Интерес к процессу оставления пятен на бумаге от ладошек необходимо подкреплять интересом к результату и мотивировкой: «Давай нарисуем ежика или рыбку для бабушки и подарим ей картину». К одному образу можно возвращаться несколько раз, но при этом менять цвета красок и обязательно сравнивать рисунки и уточнять, что рыбки, например, которые нарисовали на той недели и которые нарисовали сегодня совсем разные. И пусть это увидит сам малыш.
Цветок Перед тем как нарисовать цветок – розу или георгин. Необходимо вместе полюбоваться им. «Посмотри, какой красивый цветок! Потрогай пальчиком лепестки. Вот ножка, на которой он стоит, она называется «стебель». А это листики. Стебель и листики зеленые. Давай понюхаем цветок. Ах, как он пахнет! Цветок – красный». Только после того как ребенок потрогает, изучит, понюхает цветок, игрушку или другой предмет, только после этого можно приступать к рисованию его. Рисуя цветок, вы направляете ладошку ребенка и прикладываете ее в нужное место – один или несколько раз. После проделанных манипуляций, вытрите ладошку ребенка влажной салфеткой и предложите ему внимательно смотреть, как вы дальше оформите рисунок – закончите его. Скажите: «смотри внимательно, что я буду делать». И своим пальцем на глазах у ребенка нарисуйте вниз от цветка линию и несколько мазков – листочков. «Смотри, я нарисовала стебель и листики, как у нашего цветка в вазе». Полюбуйтесь рисунком вместе с ребенком, восхититесь им. В дальнейшем обращаете внимание малыша на то, что цветы бывают разной формы и разных цветов.
Ёжик Перед началом рисования рассмотрите игрушку – ёжика или живого. Обратите внимание, что у него есть иголки, глазки, носик. Малыш сам может оставлять отпечатки от ладошек пальчиками вверх, вы руководите и направляете руку малыша, если он не справляется. Помогите ему оставить следы справа и слева от первых, чтобы основания ладошек совпали. Затем вы пририсовываете мордочку ёжику и носик. Глаз нарисуйте белой краской, а затем черный зрачок (можно приобщить малыша). Можно также добавить дорожку и придумать вместе с ребенком простую историю про ёжика.
Рыбки По этому же принципу можно нарисовать рыбок в аквариуме. Не забудьте, перед рисованием рассмотреть игрушку – рыбку. Дать возможность ребенку её изучить, и затем обсудить ее строение. И только после приступайте к работе.
Рисование маркерами, фломастерами и карандашами Обращайте внимание малыша на предметы и явления, в которых ест движение. Он с интересом будет наблюдать за падающими каплями дождя, снежинками, листьями, движущимися машинами. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, обучаясь располагать их на листе. Взрослый подключается к рисунку малыша и вносит конкретное содержание: «Дождик – кап, кап», «Дорога, дорога, вот она дорога». И т.д.
Педагог дополнительного образования: Лопасова Ирина Александровна |