Пятница, 26.4.2024, 02:07


Главная » Вопрос-Ответ

Вопрос-Ответ_3

 

№8

Вопрос:

Что лучше давать для рисования ребенку в 1 год?

Ответ:

 Ранний возраст – время

        многочисленных экспериментов,

                 где главный исследователь – ребенок.

                         У малыша после года продолжается

   «роман с окружающим миром»,                                                         

                             поэтому изучение предметов, игрушек,                                                    

                                               инструментов, материалов и выполнение

                                                    всех возможных способов действия

                   с ними очень важны и интересны    

                                                                                                   для него.                 

Интерес к рисованию появляется еще в раннем возрасте. Малыш пока не знает назначения бумаги, карандашей и красок, но они его очень привлекают. Он мнет и рвет бумагу, возит ею по столу, удивляется, когда на чистом листе бумаги появляются следы от маркеров и карандашей. Эта деятельность пока напоминает игру. Этап «пробы пера» и «каракуль» (доизобразительный период) продлится долго и может стать не интересным для ребенка, если не подключатся родители. Самостоятельно малыш не научится изображать предметы и явления. Только когда он увидит, как рисует кто-нибудь из старших, ему захочется подражать. Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности, ребенок начнет рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира. Поэтому так важно поддерживать интерес как можно раньше. И здесь не обойтись без помощи родителей.

Не следует сразу же учить ребенка создавать образ – пока это рано. У детей, только взявших в руки инструмент для рисования, движения развиваются последовательно. Сначала ребенок, совершает последовательные движения, черкает карандашом по бумаге и оставляет на ней однообразные каракули. Постепенно движения руки совершенствуются, и каракули становятся более разнообразными: штрихи, точки, сплошные дугообразные линии. Позднее линии начинают закруглятся, ломаются под углом, перекрещиваются, и появляются зигзаги. В это же время малыш начинает различать каракули, изучать их. Желательно давать ему листы бумаги разных форматов и разных цветов.

В возрасте от 1.5 лет в детских рисунках с помощью взрослого появляется и рождается некий образ. Дети начинают называть свои каракули, например , видят в них иголку или палку. Назвать то, что они нарисовали, они способны с 1 года 9 месяцев. Узнавание нарисованных предметов происходит постепенно. Рассматривая вместе с ребенком его рисунки, мама может сказать: «Это похоже на дорогу, по которой мы с тобой гуляем». Слушая маму, ребенок вскоре сам увидит в линиях нечто большее, и будет учиться читать свои рисунки. Взрослым необходимо делиться с ребенком своими ассоциациями, учить его воображать и фантазировать.

Советы родителям:

 как организовать художественно – изобразительную деятельность ребенка дома. 

  • Привлекайте внимание ребенка к природным явлениям (снег, листопад, дождь).

  • Вместе читайте рисунки, объясняйте их. Используйте для этого игровые приемы (по нарисованным ребенком линиям покатайте машинку или прогуляйте куклу).

  • Добавляйте к рисунку необходимые детали для придания большего сходства с предметом. Но делайте это очень бережно и только с разрешения и согласия малыша. Пусть ребенок наблюдает за тем, как вы рисуете и обозначаете нарисованное словом.

  • Рассматривайте стилизованные, несложные картинки в книгах для детей от 2 до 3 лет. Называйте героев и предметы, предложите ребенку показывать названный предмет.

  • Спрашивайте: «Что это?», указывая на нарисованный в книге предмет.

  • Для привлечения внимания  к процессу рисования используйте стихи, песенки, музыкальные инструменты (например, прочитайте стих про дождь, спойте песенку дождя, или сыграйте на металлофоне мелодию дождя, затем вместе нарисуйте дождик).

  • Чаще спрашивайте у ребенка, что он нарисовал. Если он пока не может ответить, помогите, дайте сами варианты ответов и пусть он сам выберет ответ. Важнее что он сам узнает в своих каракулях, а не то, что они напоминают взрослому.

  • Приобщая детей этого возраста к рисованию, помните, что ему необходимо ваше сопровождение в процессе знакомства с красками: показывайте разнообразие вариантов рисования линий, «опредмечивайте» каракули малыша, предоставляя ему все больше самостоятельности.

  • Совместное рисование с взрослым развивает и усложняет творческий процесс. Игры «доизобразительного» периода подготовят ребенка к рисованию: вызовут интерес к процессу изображения, помогут совершенствовать работу руки и развить графические навыки, будут способствовать развитию координации руки и глаза, а так же воображения.

 Материалы для рисования

Бумага для рисования

Для рисования красками понадобиться плотная, пористая бумага, слегка шероховатая, продается с пометкой «Для рисования акварелью». Для печатания ладошками и рисования кисточкой потребуется формат бумаги А3 (размер в 2-ва альбомных лиса) и А4 (альбомный лист). Для рисования маркерами, фломастерами и карандашами – в половину или четверть альбомного листа

 

Краски для печатания

Для печатания ладошками необходима не токсичная, безопасная гуашь, которая так и называется – «пальчиковая». Эта краска хорошо смывается с рук и хорошо отстирывается.

 

Маркеры, фломастеры и карандаши

После знакомства с красками для печатания предложите ребенку маркеры, фломастеры и карандаши (именно в такой последовательности). Маркеры без особых усилий со стороны ребенка оставляет яркий и широкий след. Фломастер имеет более тонкий стержень и заставляет юного художника учиться регулировать силу нажима, чаще предлагайте ребенку цветные карандаши. Рисование ими требует избирательных действий мелких мышц руки и способствует развитию мелкой моторики. Карандаши нужны мягкие и средней мягкости, шести цветов.

 

Кисточка и краски

После того как ребенок освоит рисование выше перечисленными предметами, покажите ему, как рисовать кисточкой и красками – это сложнее.

Используйте широкую или круглую кисточку (не менее № 10) с толстой и жесткой натуральной щетиной и гуашь фирмы «Гамма» - она яркая, легко разводится водой и легко смывается.

  

Игры с красками для детей

В этих играх инструментами для рисования будут собственные ладошки малыша, поэтому их правильнее назвать игры с красками, а процесс работы с ними – печатанием. Однако, мы считаем, возможным в объяснениях малышу использовать именно слово «рисование».

 

Знакомство с бумагой и краской

Приготовьте лист бумаги форматом А3 и гуашь одного цвета, желательно любимого малышом.

Посадите ребенка за стол. Положите перед ним лист бумаги. Скажите «Какой белый лист! Какой прохладный и гладкий и приятный». Предоставьте ребенку возможность самому погладить лист бумаги, если он захочет. Скажите: «Мы будем рисовать на этом листе!». Возьмите малыша за запястье правой руки, опустите ладошку в блюдце с краской и приложите к чистому листу бумаги – на нем останется отпечаток. Скажите: «ой, как красиво получается! Твоя ладошка осталась на листе бумаги». Сделайте вместе с ребенком еще несколько отпечатков. Если ребенок сам захочет, сделать такие отпечатки позвольте ему это, пускай шлепает в свое удовольствие. Не забудьте хвалить юного художника.

 

Знакомимся с границами листа

 Первые игры только готовят ребенка к «сотворению шедевров». Он знакомится с бумагой и краской, узнает, что у листа есть границы. Приготовьте краску и лист формата А3, окрасьте свою руку краской и сделайте отпечаток на листе. Ребенок последует вашему примеру. Если этого не произойдет, помогите ему окрасить ладошку и отпечатайте след. А затем он сам будет оставлять следы, а вы только подсказывайте: «Вот еще есть место, шлепни ладошкой здесь! Вот еще пустое место», указывая на свободные места на листе. Так ребенок с помощью вашей помощи заполнит весь лист бумаги. В следующий раз можно приготовить два цвета. И не забывайте хвалить ребенка и напоминать, что это он сам нарисовал.

В следующий раз можно нарисовав на листе карандашом большое яблоко, предложить раскрасить его таким же способом, но обязательно направлять и подсказывать ему. Перед этим процессом необходимо дать ему в руки настоящее яблоко, дать его изучить, понюхать, какое оно ароматное, круглое, гладкое и показывая на изображение на листе сказать, что это тоже яблоко. А уже после этого приступайте к процессу.

 

 

Игры с красками

Отпечаток ладони на листе бумаги теперь можно использовать как элемент рисунка. Главный художник – малыш, а взрослый  - оформитель рисунка. Он дополняет (своим пальцем, пальчиком ребенка или кисточкой) след оставленный ладошкой ребенка, и на глазах малыша возникает рыбка, цветок, бабочка, осьминог, ежик. Ребенок с интересом наблюдает за тем, что получится. Интерес к процессу оставления пятен на бумаге от ладошек необходимо подкреплять интересом к результату и мотивировкой: «Давай нарисуем ежика или рыбку для бабушки и подарим ей картину». К одному образу можно возвращаться несколько раз, но при этом менять цвета красок и обязательно сравнивать рисунки и уточнять, что рыбки, например, которые нарисовали на той недели и которые нарисовали сегодня совсем разные. И пусть это увидит сам малыш.

 

Цветок 

Перед тем как нарисовать цветок – розу или георгин. Необходимо вместе полюбоваться им. «Посмотри, какой красивый цветок! Потрогай пальчиком лепестки. Вот ножка, на которой он стоит, она называется «стебель». А это листики. Стебель и листики зеленые. Давай понюхаем цветок. Ах, как он пахнет! Цветок – красный». Только после того как ребенок потрогает, изучит, понюхает цветок, игрушку или другой предмет, только после этого можно приступать к рисованию его.

Рисуя цветок, вы направляете ладошку ребенка и прикладываете ее в нужное место – один или несколько раз. После проделанных манипуляций, вытрите ладошку ребенка влажной салфеткой и предложите ему внимательно смотреть, как вы дальше оформите рисунок – закончите его. Скажите: «смотри внимательно, что я буду делать». И своим пальцем на глазах у ребенка нарисуйте вниз от цветка  линию и несколько мазков – листочков. «Смотри, я нарисовала стебель и листики, как у нашего цветка в вазе». Полюбуйтесь рисунком вместе с ребенком, восхититесь им. В дальнейшем обращаете внимание малыша на то, что цветы бывают разной формы и разных цветов.

 

 Ёжик 

 Перед началом рисования рассмотрите игрушку – ёжика или живого. Обратите внимание, что у него есть иголки, глазки, носик.

Малыш сам может оставлять отпечатки от ладошек пальчиками вверх, вы руководите и направляете руку малыша, если он не справляется. Помогите ему оставить следы справа и слева от первых, чтобы основания ладошек совпали. Затем вы пририсовываете мордочку ёжику и носик. Глаз нарисуйте белой краской, а затем черный зрачок (можно приобщить малыша). Можно также добавить дорожку и придумать вместе с ребенком простую историю про ёжика.  

 

Рыбки 

По этому же принципу можно нарисовать рыбок в аквариуме. Не забудьте,   перед рисованием рассмотреть игрушку – рыбку. Дать возможность ребенку её изучить, и  затем обсудить ее строение. И только после  приступайте к работе. 

 

Рисование маркерами, фломастерами и карандашами

 Обращайте внимание малыша на предметы и явления, в которых ест движение. Он с интересом будет наблюдать за падающими каплями дождя, снежинками, листьями, движущимися машинами. В наблюдениях накапливаются жизненные впечатления, обогащается сенсорный опыт. Ритм этих движений и смену явлений можно перенести в рисунок. Важно чтобы ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавая образы предметов и явлений ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен, обучаясь располагать их на листе. Взрослый подключается к рисунку малыша и вносит конкретное содержание: «Дождик – кап, кап», «Дорога, дорога, вот она дорога». И т.д.

 

Педагог дополнительного образования:

Лопасова Ирина Александровна

 

...Назад 

 

Вверх