Суббота, 20.4.2024, 07:05


Главная » Крупинка к крупинке

Крупинка к крупинке

Информационный лист для педагогов и родителей

      Выполняя ручками мелкую работу, малыш не только вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, но и развивает речь, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения. Они увлекательны и доступны даже для двухлетнего малыша: сортировки и перебирание крупы, создание вместе с родителями мозаики, панно из природных и съестных материалов. Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоя-щий шедевр. Но для начала покажите малышу простейшие действия. В зависимости от поставленных целей игры с крупами могут способствовать развитию внимания, мышления, творческого воображения, а также выполнять релаксационную функцию. Развивающей средой для игр с крапами будут выступать: пшено, гречка, рис, горох, манка, фасоль, миски, ложки, поднос, воронка. Все это нужно поставить в одном месте с материалами для игр с водой и песком, в месте доступном для ребенка, откуда он все может взять в любой момент. Ребенку можно предложить следующие игры с крупами:  

Пересыпание крупы в воронку.

     По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе - это как зернышки сыпется на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.  

Поиск игрушки в миске с фасолью.

     Насыпьте в большую миску много фасоли (или пшена, чечевицы, но, если малыш рассыплет, их убирать сложнее). Закопайте в глубине мелкие предметы, например, игрушки из "Киндер-сюрприза". Детки всех возрастов с восторгом копаются в фасоли, чтобы найти что-то интересненькое. А для нас с вами - это еще и повод заняться развитием речи. "Покажи, что ты нашел? А что это?" Хотите, чтобы малыш поскорее выучил названия животных? Закопайте в фасоль фигурки домашних или диких животных.  

Сортировка круп.

     Попросите малыша разложить крупинки на 3 кучки: в одну кучку пусть кладет гречку, в другую - чечевицу, а в третью - дробленый горох. Вместо кучек можно использовать блюдца, чтобы крупинки не рассыпались по столу. Эта игра активизирует нервные окончания пальцев рук, способствует развитию мышления, ведь сортировка - это простейшая мыслительная операция.  

Рисование на манке.

     Насыпьте на поднос тонким слоем манку (любую другу крупу). Пальчиками одной или обеих рук можно рисовать все, что захочется. А не понравится рисунок - слегка встряхните поднос и рисуйте снова! С 3-хлетками можно учиться писать буквы и цифры. Ведь если не вышло - ничего страшного, напишем еще раз и еще!  

«Путешествие из Петербурга в Москву»

     Пусть малыш выберет из рассыпанных по столу гречке или пшена черные зернышки. Игра эта стара как мир, и не сосчитать, сколько поколений детишек в нее играли. Причем черные зернышки «отправлялись» то в Москву, то в Ленинград. Тут вам и мелкая моторика, и тренировка памяти.  

«Цветные дорожки»

     Разная крупа аккуратно сыплется на стол тремя дорожками, размер которых желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. Усложнив задачу, предложите ребенку выложить узоры, силуэты различных предметов из крупы или семян. Когда игра закончится, малыш с помощью совочка и губки может убрать рассыпанную крупу. Помните, что все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под вашим строгим контролем.  

«Веселая мозаика»

     Если вашему крохе исполнилось два года и он знаком с пластилином, предложите ему составить мозаику из крупы, семян, яичной скорлупы, в общем, из всего, что под рукой. Раскатайте вместе пластилин, придайте ему любую форму, и пусть малыш в любом порядке «вдавливает» в пластилин элементы мозаики. Развивайте фантазию маленького художника: пусть он сделает глазки и носик у зайчика, выложит чешую у рыбки и так далее. Первую «картину» вашего чада повесьте на стену, прилепив пластилиновую основу к крышке от упаковки мягкого масла. Когда ребенок станет постарше, вы вместе сможете создать настоящее панно, и не на пластилине, а на овальном спиле дерева, используя клей ПВА. Чем разнообразнее будут ваши «краски» (гречка, пшено, арбузные, тыквенные и другие семечки, фасоль, горох...), тем ярче и красивее получится «картина».  

Нанизывание

     Отлично развивает кисти рук и пальцы нанизывание. Нанизывать можно все что угодно: рожки и большие макароны, макаронные изделия в форме колеса, сушки.  

«Гремелочки»

     В пустые банки (жестянки из-под кофе) насыпаем разные крупы, кладем лавровый лист, бумагу, — и вот уже все баночки гремят по-разному!

«Шуршалочки»

     Используем те же крупы, только насыпаем не в банки, а в полотняные мешочки. Такие мешочки можно щупать, перебирая крупы внутри, ходить по ним. Если нет мешочков, и заменят разноцветные носки, оставшиеся без пары.  

«Бассейн для пальчиков»

     Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину — вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный «бассейн» спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в «бассейне». Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество «погруженных» предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.  

«Кашка для мишки»

     Дайте ребенку ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда — яркие кастрюльки и сковородочки. «Сварите» с малышом кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта развивающая игра поможет научить карапуза общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом.

Вверх