Рекомендации родителям
Довольно часто
мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем,
это верно, но и для ребенка и для мамы так важно играть вместе! Родителям
дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое
можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и
комфортный способ познания мира.
Первый и главный
вопрос для родителей – чему учить? Благо, выбор огромен. Сегодня 3–4-летний
«знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновой печкой, шлепает по
клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не
изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново.
Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит
жизнь родителю – педагогу систематизация.
Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их
по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были
ежедневными, хотя бы по 10 – 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по
дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при
ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия
времени, оно потом во много раз окупиться!
Многие словесные
игры имеют комбинированный характер, что выражается не только на обогащении
словаря, но и на активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Предлагаем вам некоторые
игры:
«Четвертый лишний»
Для игры
подбираются четыре слова, три из которых относятся к одному обобщающему
понятию. Вы называете ребенку слова и
предлагаете определить, какие подходят друг другу и можно ли их назвать общим
словом, а какое слово лишнее и почему. Эта игра предназначена для развития
логического мышления и слухового внимания.
«Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем»
Оригинальность
игры заключается в том, что взрослый предлагает поиграть в нее без слов. Папа
или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с
помощью мимики и жестов показывает его ребенку. Тот должен отгадать, что делали
родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Эта игра
развивает воображение, фантазию находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
«Потерявшаяся игрушка»
Подберите и
поставьте на стол 5 – 6 игрушек. Предложите малышу запомнить их, а затем на
несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите
кроху угадать, что вы спрятали. Если он
ответил правильно, поменяйтесь местами. Игрушки можно не только прятать, но и
менять местами две из них. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу
в развитии памяти и внимания, умения сосредотачиваться.
«Найди тайник»
Нарисуйте на
бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и
покажите на плане место ее нахождения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на
схему. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации
умению действовать по плану или схеме.
«Игры с буквами»
Если ребенок
знаком с буквами, можно предложить ему игру
в «Звуки». Взрослый называет слова, а ребенок отвечает, с какого звука
оно начинается, каким заканчивается, какие звуки еще слышит ребенок. Можно подбирать
слова на заданный звук – кто больше. Но помните, ребенок должен обязательно
победить. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
«Я к вам пишу…»
Если
ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет
достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую
его мотивацию. В отсутствии ребенка напишите ему «письмо» (с помощью магнитной азбуки или на
бумаге). Текст может быть любым, сначала из 2 – 3 слов, затем 5 – 7. Для
обучения дошкольников чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему
товарищу писать друг другу письма, которые можно отправить по почте или
передать из рук в руки.
Маленькие дети
могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществуют
наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому,
что знания, полученные впервые годы жизни от родителей, никогда не исчезнут из
памяти.